Как будут строиться отношения между ТНК и "Сибнефтью" после подведения итогов аукциона по "ОНАКО"?


Получилось так, что в "ОНАКО" появилось два основных игрока, и стороны так или иначе вынуждены будут договариваться. Я думаю, что ТНК даже заинтересована в том, чтобы избежать сейчас каких-либо скандалов после того, как она имела большие проблемы с BP Amoco по поводу активов "СИДАНКО". И ее имидж пострадал. Я думаю, что ТНК постарается избежать повторения прошлых ошибок и достичь договоренностей с "Сибнефтью". А "Сибнефть" уже по крайней мере выразила свое намерение строить партнерские отношения с владельцами "ОНАКО". Варианты того, в чем будут заключаться эти партнерские отношения, сейчас, наверное, вырабатываются. Возможно, что на краткосрочный период компании будут вместе управлять "Оренбургнефтью". А в будущем я не исключаю варианта, при котором состоится обмен активами. Вероятно, ТНК предложит "Сибнефти" что-нибудь в обмен на ее 40% -ный пакет. И это может касаться не только нефтяных активов. Хотя многое здесь будет зависеть от того, будут ли в обозримом будущем приватизированы "Славнефть" и "Роснефть".

Александр Блохин

Здесь ситуация усугубляется еще и тем, что активную роль будет играть местная администрация, которая привыкла считать компанию "своей". У "Сибнефти" и ТНК, несомненно, возникнут трудности с областными властями. А что касается развития отношений между самими нефтяными компаниями, то пока открытого противостояния быть не должно. По крайней мере ТНК в последнее время демонстрирует довольно миролюбивый подход и, возможно, постарается договориться. Поэтому войну затевать они не будут: она невыгодна обеим компаниям. Но в то же время вполне возможно, что по ходу дела война все же вспыхнет. И дальнейший исход их совместного сидения в одной берлоге представить трудно. Тем более что ТНК все еще находится в затруднительном положении с "СИДАНКО", им приходится одновременно договариваться со многими, и, в общем, они на себя взвалили слишком тяжелую ношу. Не исключено, что "Сибнефть" этим воспользуется, задействовав свои политические и лоббистские возможности.

Юрий Кафиев

Цена за "ОНАКО" сама по себе нормальна, однако она завышена по факту, с учетом того что порядка 40% акций добывающего предприятия находится не в руках победителя конкурса. В бизнесе все преследуют одну и ту же цель - это получение прибыли. И в сегодняшней ситуации, когда "Сибнефть", приобретя акции "Оренбургнефти", проиграла аукцион по "ОНАКО", вероятно, они будут стремиться продать свои акции победителю как можно дороже. И я думаю, что для этого будут использованы все законные методы - так бы сделал любой бизнесмен. Версия обмена активов, скажем после аукционов по другим государственным нефтяным компаниям, тоже не исключена. Но понятно, что "Сибнефть" будет искать наиболее выгодный вариант. Но если будет предложена хорошая цена за пакет "Оренбургнефти", зачем ждать чего-то еще?

Сергей Генералов

Между "Сибнефтью" и ТНК, как и между остальными крупными компаниями, постоянно идет конкуренция. Иногда они используют честные, иногда "сравнительно честные" способы, и это так или иначе все время будет продолжаться - от этого никуда не деться, и здесь нечего драматизировать. Есть, конечно, еще такой фактор, как местная администрация, тем более что "ОНАКО" - это больше региональная компания, которая зависит от жизни региона и регион зависит от нее.

Андрей Вавилов

Я вижу выход из этой ситуации только в том, что ТНК выкупит у "Сибнефти" ее пакет. А наличие или отсутствие войны между компаниями будет фактически зависеть от того, насколько расходятся взгляды сторон в оценке этого миноритарного пакета "Оренбургнефти". Я уверен, что ТНК не пойдет на совместное управление компании, потому что цена, которую они заплатили, достаточно высока и она предполагает, что компания получит полный контроль над активами.

Дмитрий Авдеев

Мне кажется, что противоречия, которые могут возникнуть между ТНК и "Сибнефтью", нужно рассматривать в контексте их будущей борьбы за "Славнефть". Ведь здесь обе компании также соперничают. У "Сибнефти" хорошие связи в руководстве "Славнефти", а ТНК уже давно заявляет о своих претензиях в отношении этой госкомпании. Поэтому "ОНАКО", которую получила ТНК, может быть разменной монетой в этой борьбе. Кроме того, надо также учитывать, что между добывающим и перерабатывающим подразделениями "ОНАКО" нет хорошей координации. Поэтому вполне может быть, что ТНК разобьет по частям и продаст эту слабо интегрированную компанию. К примеру, продаст "Оренбургнефть", а себе оставит сбытовую сеть. Так или иначе решение проблемы "ОНАКО" тесно увязано с более широким кругом интересов российских нефтяных компаний.

Валерий Миронов