Сельский план


ВОРОНЕЖ - Только в 26 000 из 150 000 российских сел и деревень есть телефонная связь. Минсвязи нашло способ провести телефон в "обделенные" села и одновременно резко повысить капитализацию "Связьинвеста". Вернее, способ этот для министерства придумала аудиторская компания Arthur Andersen.

Вчера на Всероссийской конференции по проблемам телефонизации сел министр связи Леонид Рейман предложил выдать всем региональным телефонным операторам - "дочкам" "Связьинвеста" - лицензию на предоставление "универсальной услуги связи" (т. е. право на все виды связи, включая сотовую, Интернет и т. п.). В обмен они должны создать фонд универсального обслуживания, за счет которого будут обеспечиваться связью малонаселенные территории. Если предложение Реймана будет реализовано, "Связьинвест" превратится в супермонополию. "Этот вариант очень хорош для увеличения капитализации "Связьинвеста", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Андрей Брагинский. - Особенно в смысле получения лицензий UMTS [мобильной связи третьего поколения], ведь все "дочки" холдинга опоздали на рынок мобильной связи второго поколения".

Мобильная связь третьего поколения делает возможной передачу по сотовым сетям огромных массивов информации, например видео. Правительства западных стран зарабатывают огромные деньги, продавая лицензии UMTS. Аукционы, проведенные в Великобритании и Германии, принесли в бюджеты этих стран $18 млрд и $45 млрд соответственно. В Польше, где скоро состоится конкурс по продаже лицензий, аналитики предсказывают поступления от него в размере $3,35 млрд. По предварительным оценкам представителей Минсвязи, создание фонда универсального обслуживания позволит в ближайшие пять лет аккумулировать свыше $800 млн. При этом общий объем инвестиций в развитие средств связи за пять лет сможет достичь $2 млрд, что позволит ввести в эксплуатацию в сельской местности до 2,5 млн телефонных номеров. О таком сейчас и не мечтается. Объем капитальных вложений в сельскую телефонную связь в 1997 - 2000 гг. составил около $25 млн, сказал вчера Рейман. Частные инвесторы не хотят заниматься телефонизацией сел - здесь нет платежеспособного спроса. Впрочем, по словам министра, сельская телефония коммерчески не выгодна в большинстве стран мира.

В богатых странах проблема телефонизации отдаленных регионов решается так: каждый оператор за право предоставлять те или иные услуги обязуется обеспечить связь на всей территории действия лицензии, даже там, где это невыгодно. Чтобы "благотворительные" нагрузки распределялись равномерно между всеми операторами, те создают независимый фонд компенсации убытков, куда каждый обязан вносить некую часть своих доходов, пропорциональную "выгодности" своего региона: с операторов из малонаселенных областей берут одну сумму, с операторов центральных районов - другую, побольше.

Минсвязи предлагает создать такой же компенсационный фонд. Правда, у Брагинского из "Ренессанс Капитала" есть по этому поводу некоторые сомнения. "Непонятно, кем фонд будет управляться, - говорит аналитик. - Во всем мире такие фонды независимы. А в возможность независимого управления в нашей стране я не верю".

Идея "универсальной услуги" была изначально предложена экспертами Arthur Andersen в рамках проекта программы реорганизации "Связьинвеста". В Минэкономики и МАПе ее пока обдумывают. Если программу не одобрят, Минсвязи все равно попытается заставить альтернативных операторов возмещать "Электросвязям" убытки от сельской телефонии. "В убыточных регионах услуги связи либо должны предоставлять все участники рынка, либо остальные участники рынка должны делать выплаты в пользу компаний, осуществляющих развитие общенациональной сети", - поясняет руководитель департамента экономической и инвестиционной политики Минсвязи Любовь Тимошенко.