Большие инвесторы


Падение акций интернет-компаний весной этого года отпугнуло от "новой экономики" многих. Но только не тех, кто действительно заинтересован в интернет-бизнесе. Почти половина крупных международных компаний сегодня активно вкладывается в электронный бизнес.

Цена акций сегодня не имеет первостепенного значения: инвесторов прежде всего интересуют опыт и новые модели ведения бизнеса через Интернет, а также возможность выхода на новые рынки. Чем крупнее компания, тем активнее развивает она электронный бизнес.

В Интернет инвестируют почти три четверти мировых компаний с годовым доходом $10 млрд и более. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Economist Intelligence Unit (EIU), аналитическим подразделением журнала Economist, по заказу консалтинговой компании KPMG. EIU провело опрос среди международных компаний, работающих в семи секторах - электроники, финансовых услуг, телекоммуникаций, автопроизводства, потребительском, химическом и фармацевтическом (всего была опрошена 331 компания). 57% опрошенных руководителей уверены, что бизнес через Интернет улучшит положение их компаний. Большинство, правда, пока не собираются отказываться от услуг посредников, с которыми они сегодня работают, и заменять их прямыми продажами через Интернет. Однако в секторах электроники и финансовых услуг эти процессы будут скорее всего идти более быстрыми темпами, чем в остальных секторах. Быстро растет и доля продаж через Интернет в телекоммуникационных компаниях: сегодня она составляет 20% и, по прогнозам, в течение полутора лет увеличится до 35%. В этих трех секторах электронный бизнес сегодня развит в большей степени, чем в остальных.

Компании инвестируют в электронный бизнес разными способами: покупая пакеты акций недавно образованных интернет-компаний, создавая совместные предприятия и альянсы. При этом произошедшее весной и летом падение рыночной капитализации многих новых интернет-компаний не особенно смущает инвесторов. "Я думаю, акционеры поймут необходимость этих инвестиций. Их должно беспокоить, если у компании нет четкой стратегии развития электронного бизнеса", - говорит Элистар Джонстон, ведущий международный партнер KPMG. В качестве примера в докладе EIU приводится американская компания по производству химических препаратов Eastman Chemical. Она инвестировала в компании, не связанные с химической промышленностью, в частности в системного интегратора webMethods, а также в онлайновые биржи Chem-Connect и eChemicals.

Впрочем, инвестиции в интернет-биржи несут определенный риск. Руководители компаний прогнозируют сокращение числа интернет-бирж (которые до сегодняшнего дня привлекали большую часть инвестиций) - из существующих сегодня 600 онлайновых торговых площадок в каждом секторе останутся одна-две. (FT, 21. 09. 2000)