Запчасти не приносят прибыли


У производителей комплектующих для автоиндустрии настали тяжелые времена. Жесткая ценовая конкуренция, необходимость сокращения издержек и перебои в заказах привели к тому, что крупнейшие поставщики объявили о возможном снижении прибылей. Аналитики заговорили о грядущем замедлении роста североамериканского и европейского рынков легковых автомобилей и грузовиков.

На этой неделе о возможном снижении прибылей заявили американские компании Dana, Eaton, Federal-Mogul и Rockwell и французские Valeo и Michelin. А британская компания TI Group вообще намерена прекратить поставки комплектующих для автоиндустрии.

Многие крупные поставщики, к примеру американские TRW и Lear, были вынуждены согласиться на требования автокомпаний снизить цены. При этом по большей части цены на сырье остались на прежнем уровне, а некоторые даже выросли. Кроме того, у таких автогигантов, как Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler, скопилось большое количество непроданных автомобилей, и они слегка урезали планы производства. Ford также временно закрыл три завода из-за скандала вокруг шин Firestone.

Одновременно в США было зафиксировано резкое сокращение количества заказов на поставку грузовиков. Полтора года назад количество таких заказов было на рекордно высоком уровне, однако ко II кварталу текущего года объемы продаж грузовиков сократились на 50%.

Некоторые аналитики считают, что поставщики комплектующих для автокомпаний пали жертвой собственного успеха. Системы большинства современных автомобилей отличаются высокой степенью надежности, поэтому спрос на запчасти падает. Кроме того, 5 - 10 лет назад объемы производства автомобилей находились на довольно низком уровне, что также определяет объем требующихся для них запчастей. В довершение всего снижение курса евро по отношению к доллару невыгодно американским поставщикам.

"То, что мы сейчас наблюдаем, является результатом сочетания нескольких проблем. Каждая проблема в отдельности вполне разрешима, но вместе они могут нанести серьезный урон бизнесу", - говорит Джон Лоусон, аналитик инвестиционного банка Schroder Salomon Smith Barney.

Все эти неприятности произошли как раз в то время, когда многие поставщики комплектующих активно расплачиваются с кредиторами или находятся в процессе слияния. Поставщики комплектующих занялись слияниями и поглощениями, поскольку считали, что автокомпании будут быстро отделять производство и сосредоточивать внимание на дизайне, конечной сборке и маркетинге. Однако этот процесс идет не так быстро. (FT, 21. 09. 2000)