Русский дом


- Может быть, действительно, столь осуждаемая эклектика творений сегодняшних зодчих есть продолжение старых московских тра- диций? - А я не могу вам сказать, что нынешняя Москва мне не нравится. Некоторые современные проекты вполне прилично выглядят, например большой жилой комплекс на Садово-Каретной. Больше раздражает не сегодняшнее желание "сделать красиво", а монстры советской застройки: никогда не смогу спокойно смотреть на здание "Интуриста". Конечно, некоторые "придумки" наших архитекторов вызывают недоумение. Кто-нибудь может объяснить, из каких соображений появился такой элемент в московской архитектуре, как пирамиды, сомнительно украшающие крыши некоторых новостроек? - А существует ли эталонный русский стиль? - Считается, что в "русском стиле" построено здание французского посольства. Но можете себе представить, что получится, если начать тиражировать такие здания в современном городе? И что есть эталон? Какие элементы архитектуры принадлежат именно русским? Даже если мы возьмем как выразительный пример знаменитую церковь Покрова на Нерли под Владимиром, построенную в середине XII в., то узнаем, что князь Андрей Боголюбский для ее возведения пригласил мастеров из Германии. Наш знаменитый Кремль - дело рук итальянских зодчих. Историю можно продолжить.

"Бывало, какой-нибудь московский барин выстроит себе на одной из главных улиц китайский дом с зелеными драконами, с деревянными мандаринами под золочеными зонтиками. Другой приедет на народное гулянье в карете из кованого серебра высшей пробы. Третий сядет в четырехместные сани, поставит на запятки пять лакеев и тащится по летней мостовой" - это цитата из книги "Картины русского быта", выпущенной недавно издательствами "АСТ-ПРЕСС", "ГАЛАРТ". Время идет, стиль жизни меняется, но что-то неуловимое неизбежно переходит от поколения к поколению. На вопросы о русском быте отвечает автор книги, историк архитектуры Юрий Овсянников.

- Получается, что у нас своего исконного в архитектуре ничего и нет? - Россия - страна европейская. И все стили, существовавшие в Европе, в разные времена приходили к нам. И нет в этом ничего для русских обидного. Конечно, в России все направления переплавились, перемешались под воздействием и византийской культуры, и этнических и климатических особенностей. Это нормально.

- Да, но стиль самой русской жизни был весьма самобытным, никак не европейским? - Конечно. Не нужно забывать, что нравы Европы, уклад жизни европейца формировались под воздействием католической церкви. В России же церковь православная и, кроме того, всегда были сильны языческие корни. В основе всех старинных обрядов, которыми сейчас так интересуются люди, лежит культ поклонения солнцу.

- Какой же стиль должен прийти на смену бывшему советскому? - Скорее всего, европейский.

- Мы опять к чему-то стремимся, за кем-то тянемся, перенимаем чужое.

- Если взять этот век, то существует совершенно определенный стиль, который Россия во всей красе явила миру. Это модерн. В России он обрел особый характер. Модерн как стиль жизни, как стиль в искусстве. Он родился в среде профессорских детей и был поддержан образованными купцами.

Посмотрите, какой всплеск интереса ко всему русскому был в начале века! Русские сезоны в Париже, художники - Малевич, Кандинский, Гончарова... Их влияние на мировую культуру трудно переоценить. - История может дать прогноз, когда нам вновь ожидать некоего явления стиля, культуры, которое опять потрясет мир? - Если учесть, что исторический процесс требует лет сто на перестройку сознания народа, сделать поправку на небывалое ускорение перемен последних времен, то, я думаю, лет через сорок вы станете свидетелями какой-то новой российской самобытности.

- Сейчас мы находимся в эпохе "переваривания" и "переплавления" элементов чужих культур? - Скорее всего, да. Жаль только, что пытаемся заимствовать все больше у Америки, которая сама не имеет глубоких корней. Если брать российские исторические аналогии, то стиль общества "больших чиновников", который сформировался у нас сейчас, ближе всего к временам Николая I, при котором тоже процветали высокие чины, а не профессионалы.

Говорить о "чужих" культурах в России, наверное, не совсем корректно. Повторюсь: Россия - страна исконно европейская, традиционно связанная с Германией (петровские времена), с Францией (времена Елизаветы). - Продолжим тему Петра I. Санкт-Петербург - самый "нерусский город", он же - один из самых прекрасных и любимых в России...

- Знаете, почему Петр - самый первый демократ? Потому, что он, желая построить новую Россию, не стал ломать старые уклады.

- А как же знаменитые боярские бороды? - Его реформы коснулись только верхушки государственной власти, он не трогал народ. В его "Табели о рангах" нет дворянских званий, а только гражданские чиновные саны, т. е. любой мещанин в результате добросовестной службы мог получить высокий чин, а граф остаться просто графом. И понятно, кто пользовался большим уважением в обществе - высокопоставленный чиновник (который, впрочем, тоже мог со временем получить дворянство) или высокородный бездельник. Петру никогда не нравилась Москва, но он не стал ее ни разрушать, ни перестраивать. Вместо этого он построил европейский, "регулярный" Санкт-Петербург. Почему-то именно в этом "нерусском" городе родились те шедевры литературы, театра, которые и создали истинную славу России - тот самый русский стиль. Знаете, что очень хочется вернуть из нравов старого Петербурга? В гости было принято приглашать к 10 вечера - после спектакля.