Возвращение Берлускони


РИМ - Устроившись в гостиной своего роскошного палаццо в самом сердце Рима, Сильвио Берлускони одарил нас одной из своих фирменных улыбок. "Сегодня я самый уважаемый человек в Италии, - начал он разговор. - Мой рейтинг популярности достиг 71%. Итальянцы никому не доверяют больше, чем мне".

В свои 64 года Берлускони - медиа-магнат, владелец футбольного клуба и лидер итальянской оппозиционной правоцентристской коалиции. Сегодня у него есть все основания для оптимизма. Еще три года назад политическая карьера Берлускони складывалась, мягко говоря, неудачно. Его непродолжительное пребывание на посту премьер-министра Италии в 1994 г. закончилось катастрофой. Ему не удалось выиграть всеобщие выборы 1996 г. - тогда к власти пришла коалиция центристов и левых. В течение целого года после выборов итальянские судебные органы расследовали выдвинутые против Берлускони обвинения в коррупции и каждый день обращались к нему за разъяснениями и новыми данными.

Сегодня вся Италия оклеена синими плакатами партии "Вперед, Италия! ", основанной Берлускони в 1993 г. По данным опросов общественного мнения, возглавляемая им правая оппозиция удерживает бесспорное лидерство. У Берлускони есть все шансы победить на всеобщих выборах, которые должны состояться в апреле будущего года.

Изменился ли Сильвио Берлускони? Проблемы с правоохранительными органами, судя по всему, благополучно разрешились. Сегодня в глазах многих итальянцев Берлускони выглядит скорее жертвой, чем преступником. "Каждый раз, когда прокурор выдвигает против меня очередное обвинение, мой рейтинг подскакивает на пять пунктов", - улыбается он. Без ответа, впрочем, остается один немаловажный вопрос. Сильвио Берлускони - самый богатый человек в Италии, он занимает третье место в списке наиболее состоятельных европейцев. Его личное состояние оценивается в $13 млрд. В таком случае интересно выяснить, каким образом он намерен избежать столкновения частных и государственных интересов? Как он собирается строить отношения с одним из своих основных политических союзников - Умберто Босси, основателем и руководителем Лиги Севера, который еще не так давно исповедовал откровенно антиевропейские убеждения? И какова вообще политическая программа Берлускони? Столкновение интересов неизбежно. Берлускони принадлежит Fininvest, компания, которая не торгуется на бирже, но контролирует три основные частные телекомпании и крупнейшее издательство в Италии. Таким образом в руках Берлускони сосредоточилась огромная сила, позволяющая ему влиять на умы 60 млн итальянцев.

Сам Берлускони утверждает, что сейчас уже может позволить себе несколько дистанцироваться от коммерческой деятельности. "У меня есть отличная команда менеджеров, у меня есть дочь и сын, которым интересно заниматься нашим бизнесом", - говорит он. Берлускони никогда не обсуждает дела своей компании по телефону. Если он опять окажется в правительстве, то, очевидно, будет поступать так же, как в 1994 г., - держаться в стороне от всяких "неудобных" дискуссий в кабинете министров.

Недавно Берлускони обмолвился, что подумывает о том, не выставить ли ему на биржу после выборов 30% акций Fininvest. "Мы с детьми обсудим этот вопрос у рождественской елки", - осторожно сказал он.

Значительно разговорчивее Берлускони становится, когда речь заходит о его политических взглядах. Он пытается выглядеть либералом и приверженцем принципов свободного рынка. Разговор то и дело перемежается его панегириками в адрес Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Несколько устаревшей и даже странной выглядит его ненависть к коммунистам, сохранившаяся несмотря на то, что коммунистический блок уже давно прекратил свое существование.

Политическая программа кандидата поражает смелостью и широтой устремлений. За два с половиной часа, которые длилось интервью, он вновь и вновь принимался говорить о необходимости модернизировать Италию. Его политическими симпатиями безраздельно владеет нынешний премьер-министр Испании, лидер правоцентристской коалиции Хосе Мария Азнар. У Берлускони вызывает восхищение то, как Азнар сумел добиться экономического роста, урезав налоги, и сформировать гибкий рынок рабочей силы, не поссорившись с профсоюзами.

Берлускони намерен ускорить осуществление программы приватизации в Италии, которая по своим масштабам уступает только британской. "Мы начнем продавать [предприятия] с фантастической скоростью! " - обещает он.

Берлускони полагает, что в Италии уже сформировался благоприятный климат для проведения структурных реформ, и в частности реформы устаревшей системы выплаты государственных пенсий. Берлускони считает, что пришла пора повысить пенсионный возраст. Профсоюзы слишком заняты улаживанием внутренних разногласий, чтобы встать на защиту интересов трудящихся, а предприниматели такое начинание только поддержат.

Краеугольным камнем манифеста Берлускони, как и следовало ожидать, стала далекоидущая программа сокращения налогов. Кандидат планирует заменить существующие ныне 100 налогов всего лишь восемью. "Мы намерены в год сокращать налоговое бремя на величину, равную 2% ВВП. Сейчас оно составляет 47%. Мы в состоянии сократить его на 10 - 15% в течение ближайших пяти лет", - рассказывает он.

Берлускони умеет говорить. Человек, который первым стал показывать по итальянскому телевидению мыльные оперы и длинноногих красавиц, знает, что надо его народу. Он заявляет, что ненавидит политику, что политика - это конфронтация в чистом виде, добавляя при этом: "Итальянцы понимают, что, если самый богатый человек в Италии хочет возглавить правительство, это не потому, что он хочет стать еще богаче. Это потому, что он нуждается в доверии, любви и уважении своих соотечественников! " (FT, 15. 10. 2000)