Рамалла на даче


В июле Глеб Павловский намекал на то, что настоящая война Кремля с олигархами начнется осенью. Середина октября принесла первое головокружительное известие с передовой: в отместку за инакомыслие у Бориса Березовского отобрали госдачу, за аренду которой олигарх платил несколько сотен тысяч долларов. Новость кажется извлеченной из мемуаров Коржакова, знатока столь же комичных способов мести, по советской традиции неизменно связанных с манипуляциями дефицитной жилплощадью. Эпизод этот, при всей его курьезности, можно считать знаковым. Кажется, изгнанник Гусинский, убеждавший Березовского не ходить в Генпрокуратуру ("эти бандиты тебя либо посадят, либо убьют"), паникует преждевременно. Пошлые козни с дачами, допросами, отключением спецсвязи и ликвидацией привилегированных автомобильных номеров свидетельствуют о том, что никакой вразумительной концепции истребления олигархов у Кремля нет. Средства борьбы выбраны слишком традиционные, словно речь идет о попавших в опалу чиновниках, зависящих от государственного довольствия. Помнится, в начале 90-х сходным образом притесняли Руцкого, тогда еще вице-президента: то кабинета лишат, то телефон отключат. Но в случае с Березовским, проводящим совещания редакторов оппозиционных СМИ на мысе Антиб и рассказывающим в The Washington Post о покупке "Сибнефти" ("не хватало всего $40 млн"), все эти методы не действуют. За персональным самолетом, курсирующим между Вашингтоном и Берлином, топтуна не пошлешь.

Неудивительно, что Березовский безупречно обыгрывает своих гонителей. Те, кто злорадствовал, утверждая, что олигарх превращается в маргинальную фигуру, явно поторопились. Понемногу общество начинает привыкать к его новой роли - единственного лидера оппозиции. Точно Лех Валенса в 1981 г., он даже допрос в прокуратуре превращает в свой триумф.

Адекватного ответа олигарху Кремль так и не придумал. Ликвидация телепередачи Доренко, казалось, должна была продолжиться информационным контрударом на ОРТ: появлением мощной аналитической пропрезидентской программы. Но в сетке ОРТ зияет дыра. Кажется, весь драйв политтехнологов ушел на создание тоcкливо-казенного сетевого проекта Strana.ru, который простодушно окрестили "первой кнопкой Интернета". В случае с "Медиа-Мостом" выбрана хотя бы более искусная тактика кадрового размывания НТВ. Впрочем, не наивен ли расчет на то, что империю Гусинского сокрушит бегство невзрачных персонажей вроде заместителя генерального директора телеканала Кулистикова, неловко разыгравшего конфликт с начальством и инсценировавшего свое изгнание из холдинга? Обычно о направлении вектора власти легче всего судить по сообщениям из провинции, где московские импульсы воспринимают прямолинейно и в сервильной суете доводят до абсурда. В прошлый уик-энд губернатор Кондратенко развлек делегатов съезда кубанских казаков идеей отделить от России "сионистскую Москву c ее олигархами, а президента забрать себе". Если таким образом Кондратенко невзначай предал гласности секретную разработку ФЭПа, то читатели The Washington Post могут трепетать: война с олигархами будет пострашнее Рамаллы и сектора Газа. Если же нет, сердце успокоится на том, что главному злодею и так нанесен сокрушительный удар: ему придется страдать в неуютной гостинице и в панике искать новую дачу.