Одеваться по-русски


Национальный колорит проявляется во многих вещах - в ментальности, темпераменте, кухне и, конечно, моде. Казалось бы, все то же самое, что и в Париже, Нью-Йорке или Милане, ан нет. Мода, пропущенная через призму российского характера, привычек, вкуса, климата, наконец, особенностей фигуры, обретает неповторимый русский акцент.

"Пожалуй, главная особенность, влияющая на ассортимент, - климат. В силу сурового отечественного климата (читай: русской зимы) россияне вынуждены тратить на одежду гораздо больше англичан, итальянцев, французов, - говорит Алла Вербер, директор торгового дома "Москва" (торговые марки Chanel, Gucci, Dolce & Gabbana, Fendi и др.). - Если у европейцев существует только два сезона, то у нас их три". Отсюда первое отличие российских коллекций фешенебельных бутиков от заграничных: в наших - целый ворох теплых вещей, включая натуральные шубы, дубленки. Борьба зеленых за права пушных зверей скорее всего никогда не увенчается в России успехом.

"Естественно, что в миланских бутиках Gucci, Fendi и т. д. большинство из наиболее утепленных вещей из осенне-зимней коллекции вы просто не найдете. Состоятельный отечественный клиент (причем не самый модник) из-за этих самых климатических превратностей тратит на одежду раза в два - три больше денег по сравнению с просто повернутыми на моде итальянцами, - говорит Вербер, - ибо меховое манто и самый наироскошнейший плащ - вещи, отличающиеся друг от друга ценой на порядок".

Следующее различие - русский размер. Причем специфика не в том, что у нас много полных людей. Толстяки есть и в Европе, не говоря уже об Америке. Особенность в другом: на Западе полные фигуры - характерный признак небогатых людей, обеспеченная публика отличается стройностью. У нас же пока что такой тенденции не прослеживается. "В Италии уже не удивляются, когда мы заказываем мужские костюмы Canali размеров 60 - 62, - говорит Андрей Дейниченко, менеджер сети магазинов "Калигула" и "Дикая орхидея". - Да и женщины у нас более сочные, что ли. Помимо прочего, размерная линейка сдвинута еще и потому, что наши мужчины покупают костюмы на размер больше, чем нужно, любят вещи слишком свободные, и закупки приходится делать с учетом этого".

Есть у россиян и цветовые предпочтения. По мнению руководителя внешнеторгового отдела компании "Русское золото" Александра Бичина, раньше мы сходили с ума по черному цвету и отвергали коричневый (впрочем, этот цвет не в чести и по сей день). Теперь стилистический траур закончился, мода снова стала цветной. Эти перемены потребовали от байеров недюжинной проницательности. "Нужно угадать популярные в грядущем сезоне не только модели, но и цвета", - говорит Бичин.

Следующая особенность - из области менталитета. Подмечено, что россияне не одеваются, а наряжаются. Данная привычка характеризуется на Западе как overdress (термин, означающий не по делу разряженного человека). Это у них постоянно задумываются о соответствии одежды времени, месту и событию, а у нас по-прежнему никого не удивляют утренний наряд и макияж, выдержанный в лучших вечерних, а то и ночных традициях. "Если в ассортименте европейских и американских бутиков всегда превалируют вещи из категории casual, то у нас наоборот: костяк коллекции составляют вещи экстравагантные, вечерние и помпезные", - говорит Вербер. Впрочем, компании, продающие в России одежду фешенебельных марок, этому только рады, потому что такие вещи обычно стоят гораздо дороже. Недавно ситуация начала меняться, хотя остаточные явления старой традиции еще не редки. "Россияне достаточно поездили по свету, посмотрели, что к чему, и в результате последние два года стали настоящим ренессансом моды повседневной, причем не в ущерб одежде элегантной - просто покупать одежду категории casual стали гораздо больше", - говорит Вербер.

И кто бы мог подумать, но российские мужчины, предпочитающие дорогие марки, более требовательны к одежде, чем европейцы. "В нашем московском магазине гораздо большую долю по сравнению с европейскими бутиками занимают наиболее дорогие линии категории люкс, к каковым можно отнести костюмы, пошитые из наиболее качественных и дорогих тканей с большим количеством ручной работы (линия New Napoli couture) ", - говорит директор бутика Ermenegildo Zegna Дэвид Джизи. С ним согласен менеджер бутика Brioni Владимир Березовский: "Наш магазин меньше, чем в Милане или Риме, но зато более изыскан по наполнению. У нас практически нет случайных клиентов, а поэтому нет и случайных, сомнительных вещей - все только самое-самое". Но в то же время, по мнению Александра Бичина, наши мужчины по сравнению с западными в вопросах одежды более консервативны и сдержанны, и это, естественно, влияет на ассортимент одежды.