Клиника Довганя


На днях известный бизнесмен Владимир Довгань (не имеющий уже некоторое время никакого отношения к торговому дому "Довгань") объявил о начале очередного своего проекта. Теперь Довгань будет записывать и продавать аудиокассеты и CD с советами докторов и психологов. Темы: "Как правильно зачать желанного ребенка", "Как стать стройной", "Как расстаться с сигаретой" и т. п. Новый продукт Довганя будет продаваться методом сетевого маркетинга, а значительная часть будущих продавцов раньше распространяла Herbalife. Весной Владимир Довгань начал телевизионную рекламную кампанию, чтобы зазвать на работу деятелей сетевого маркетинга. И к нему пришло немало бывших распространителей американской компании Herbalife. Сегодня "Служба Владимира Довганя", по утверждению предпринимателя, уже имеет штат из 3000 человек, который до конца года планируется "дорастить" до 10 000.

У Herbalife в России в последнее время были проблемы. Еще два года назад Ассоциация прямых продаж дала компании испытательный срок, за который она должна была исправить некоторые недостатки, порочащие как имя самой компании, так и сетевой маркетинг вообще, - в частности, речь шла об излишней агрессивности продавцов. Довганю же эта агрессивность по душе. По словам бизнесмена, в лице выходцев из Herbalife и других компаний сетевого маркетинга он "открыл для себя удивительный мир": "Это очень яркие, харизматические люди. Они работают по 12 - 13 часов день. Это действительно незаурядные фанатики". Этим, считает Довгань, они отличаются от 90% людей - "чиновников по натуре". Две новые компании Довганя - "Служба Владимира Довганя" и "Школа Владимира Довганя" - были основаны весной 2000 г. Первая продвигает на российском рынке фитопродукцию (в основном Курской биофабрики), вторая - так называемые "методики развития личности", представленные пока только на аудионосителях. На рекламу в этом году (кампания началась в апреле) Довгань потратил $500 000. В разработку продуктов, по его словам, он вложил до $1 млн. Причем деньги предоставили частные инвесторы - физические лица, имена которых Довгань не разглашает. Он говорит, что к нему поступала масса предложений и от инвесторов - юридических лиц, в частности от крупного английского инвестиционного фонда, но с юрлицами Довгань больше не хочет работать. Напомним: предприниматель был вынужден уступить право на марку "Довгань" предыдущему своему инвестору - фонду "Спутник". Поэтому на своей нынешней продукции предприниматель пишет уже "Владимир Довгань". Это совсем другая марка.

Свой главный продукт - диски и кассеты - Владимир Довгань, как он сегодня признается, вначале хотел продавать по $5 за штуку, но быстро понял, что при такой низкой цене население не воспринимает эту продукцию всерьез. Вначале цены на аудионосители подняли до $25 за штуку, сегодня их стоимость уже достигает $40. На видеокассеты с записью тренингов, которые должны появиться в продаже уже в начале 2001 г., цена, по словам Довганя, не будет превышать $100. А еще Довгань проводит тренинги для всех желающих и дистрибьюторов. Вход на них стоит $50, а для дистрибьюторов - 100 руб. Бизнесмен считает, что на самом деле за билеты на тренинги можно было бы брать $300 - 400, но для России "это пока рано". С прошлой недели рекламные ролики с записью тренингов Владимира Довганя начали транслироваться на таких каналах, как СТС и ТВ-6 Москва. В одном из роликов (бесплатно) снимался друг Владимир Довганя предприниматель Анатолий Климин, который также в последнее время стал поклонником сетевого маркетинга и собирается использовать этот метод для продажи своего нового товара - колготок Tom Klaim. В октябре оборот "Службы Владимира Довганя" составил $400 000, оборот "Школы" - $100 000, говорит предприниматель. Обороты, уверен Довгань, "будут расти в геометрической прогрессии". Пока, по его словам, продажи растут на 30 - 45% в месяц.

В 2001 г. в аэропортах и гостиницах, а потом и на улицах Москвы начнут появляться киоски Владимира Довганя, оформленные в уже знакомом по рекламе стиле и увенчанные портретом самого Довганя. Бизнесмен хочет, чтобы люди открывали их на основе франчайзинга. Довгань планирует построить три уровня торговой пирамиды: во главе ее будут стоять несколько генеральных франчайзеров (два в Москве и по одному в городах-миллионниках), которые будут координировать работу региональных дистрибьюторов, а уже те - деятельность непосредственных владельцев торговых точек.

Довгань записал 16 аудиороликов. В первой части - консультации со специалистом, во второй - легкая музыка и наложенные на нее "добрые" слова в исполнении Владимира Довганя и специально приглашенной актрисы. Например, продукт "Как зачать желанного ребенка", оказавшийся в распоряжении "Ведомостей", представляет собой два диска. На первом беседа Владимира Довганя с профессором Верой Сидельниковой, заведующей отделением профилактики и лечения невынашивания беременности Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. На втором диске музыка и два голоса - женский и мужской, которые с интервалом в 20 секунд повторяют слова: "Нежность, любовь, желание". Доктора, похоже, зарабатывают на сотрудничестве с Довганем совсем немного. Как призналась "Ведомостям" Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, записавшая с Довганем два диска под общим названием "Ваш ребенок - младший школьник", "я получила "смешной" гонорар". Доктор Безруких говорит, что решила поучаствовать в проекте, потому что он показался ей интересным и важным.

Специалисты считают, что новые проекты Довганя и Климина можно отчасти объяснить их неспособностью вписаться в сравнительно спокойные условия, которые пришли на смену бурной эпохе первоначального накопления. "Я думаю, что во времена перемен успеха добиваются вообще люди психопатичные, - говорит Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психотерапии. - Они используют свою энергию и способ переключаться. И это очень хорошо для первой стадии бизнеса. А во времена более спокойные нужны люди, которые способны сами быть в границах и других людей удерживать в границах".