"Галатасарай" идет на биржу


АНКАРА - "Галатасарай" стал первой турецкой командой, выигравшей Кубок УЕФА, второй по значимости приз на европейских кубковых турнирах. Теперь, через несколько месяцев после этого события, руководство клуба решило, что команда вполне созрела для акционирования. Правда, в отличие от большинства коллег по высшей лиге европейского футбола, турецкий клуб собирается продать на открытом рынке лишь коммерческое подразделение - фирму, распоряжающуюся правами на трансляцию матчей с участием "Галатасарая" и занимающуюся производством товаров с символикой клуба. От продажи 15% акций компании Galatasaray Sportif на Стамбульской фондовой бирже клуб надеется выручить около $22 млн. Клубу удалось также привлечь и иностранные инвестиции. Американская страховая компания American International Group (AIG) приобрела 21,05% акций коммерческого подразделения клуба за $20 млн. "Это очень прибыльная компания с высоким уровнем доходов", - говорит председатель клуба Фарук Сурен. По данным исследований узнаваемости брэндов, "Галатасарай" в Турции занимает место в тройке самых знаменитых имен - вместе с Sony и Coca-Cola. По мнению Сурена, его клуб может претендовать на 10% рынка товаров, связанных с футбольной тематикой, который в целом оценивается в $600 млн в год. "Благодаря этому мы войдем в двадцатку крупнейших европейских клубов по уровню доходов, - говорит Сурен. - В настоящее время бюджет клуба составляет лишь $15 млн. Средства поступают в бюджет в виде членских взносов, выручки от продажи билетов и прав на трансляцию матчей по телевидению".

Мехмет Сами, генеральный директор Ata Securities, инвестиционного дома, организующего размещение акций Galatasaray Sportif, утверждает, что число болельщиков "Галатасарая" составляет от 18 млн до 20 млн человек. "В Европе ни у кого такого нет! " - говорит он.

В стране, где футбольные пристрастия имеют почти такое же значение, как религиозная принадлежность, где почти все футбольные клубы контролируются состоятельными политиками и бизнесменами, план Сурена выставить акции команды на бирже выглядит поистине революционным.

Три года назад Сурен впервые попытался убедить своих более консервативных товарищей по клубу последовать примеру европейских клубов, которым удалось создать вокруг футбола целую индустрию с оборотом в несколько миллиардов долларов. Тогда его попытка оказалась безуспешной. Теперь он хочет увенчать триумфальный спортивный сезон команды, превратив "Галатасарай" в образец для подражания. (WSJ, 14. 11. 2000)