ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Европа - флюс


Российская внешняя политика порой живо напоминает поведение классического хиппи. Про свободную любовь я не говорю - мы привыкли любить кого хотим, как хотим и когда хотим. Речь идет о некотором фундаментальном пренебрежении "буржуазной" политической гигиеной. Ну не хотим мы принимать душ два раза в день. Не хотим одеваться в чистое. Не хотим быть просто крупной (в смысле - большой) европейской страной. Зато мы постоянно торгуемся за право сохранять некоторую дистанцию от Старого Света, географически находясь не только в Азии (азиатского родства мы так яростно не отрицаем), но ведь и в Европе тоже.

Вот вчера закончились кремлевские переговоры Владимира Путина с президентом Италии Карло Чампи. Русский президент и говорит журналистам после переговоров: наша страна, мол, вполне положительно относится к расширению Евросоюза. Дальше начались "но". Во-первых, мы хотим, чтобы новые контуры Европейского союза не повредили традиционным экономическим связям России с восточноевропейскими странами. Во-вторых, мы хотим, чтобы процесс расширения Евросоюза, как выразился Путин, "не нарушил баланса в гуманитарной сфере". Проще говоря, чтобы существовал механизм защиты прав русскоязычного населения стран Балтии.

Формально ни с первым, ни со вторым доводом российской стороны не поспоришь. Конечно, у нас вполне может быть желание активно торговать с восточноевропейскими странами. Конечно, нам как бывшей сверхдержаве трудно ужиться с мыслью, что Россия не имеет цивилизованных способов воздействия на Латвию, Литву и Эстонию в сфере защиты прав тамошней русскоязычной диаспоры. Но формальности формальностями, а фактически расширение Евросоюза никак не связано с двумя нашими политическими желаниями.

Судите сами. Страны Евросоюза путем порой мучительных согласований и внутренних торговых войн сами определяют, с кем им выгодно торговать, а с кем - не очень. Если восточноевропейским государствам будет выгодно расширять торговый оборот с Россией, они найдут способ сделать это как будучи членами Евросоюза, так и не входя в него. Равно как и соблюдение прав русскоязычного населения в странах Балтии не зависит напрямую от их членства в Евросоюзе. В лучшем для нас случае Евросоюз может попенять эстонцам, латышам и литовцам на притеснение русских, но идти на серьезные санкции явно не станет. К тому же, если посмотреть на статистику, "притесненные" русские в балтийских странах как-то не очень рвутся на историческую родину.

Россия, раздуваясь от мании величия, может считать себя отдельной цивилизацией, неким космосом на земле. Но наше двойственное геополитическое положение дает неоспоримые преимущества быть и Европой, и Азией. Если мы воспринимаем расширение объединенной Европы как флюс, как некую помеху своему существованию - это глупость. Противопоставлять себя Европе наивно хотя бы потому, что базовые ценности европейского сознания вполне органично приживаются в экономическом и политическом устройстве наиболее динамично развивающихся азиатских государств. Восприняв Европу как органичного союзника, мы не только не потеряем лицо, но скорее наоборот - приобретем его.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"