ПОЛИТЭКОНОМИЯ: "Единство" и борьба противоположностей


Руководителям парламентской фракции движения "Единство" все чаще приходится опровергать слухи о возможной отставке самого чрезвычайного министра страны Сергея Шойгу с поста лидера партии. Уже в самой этой ситуации кроется некое противоречие: об отставке Сергея Шойгу спрашивают именно представителей фракции в Государственной думе, потому что руководителей партии спрашивать не о чем ввиду их отсутствия. Партия - это и есть парламентская фракция: тогда, спрашивается, чем же руководит Сергей Шойгу, если "главные депутаты" имеют прямой доступ к президенту и представителям администрации главы государства? История с партией "Единство" и фракцией "Единства" - яркий пример различия в подходах и интересах между старой и новой командами. Движение "медведей" - скорее для проверки возможностей власти, чем для практической политической деятельности: поэтому не удивительно, что на роль лидера партии был выбран человек, пользующийся достаточным доверием "семьи", харизматичный, известный и вообще Герой России. Парламентская фракция создавалась для взаимодействия с президентской администрацией - уже в момент проведения парламентских выборов было ясно, что это будет не администрация Ельцина, а администрация Путина.

Через несколько месяцев, к удивлению околокремлевских кругов, оказалось, что никому не известный Борис Грызлов гораздо больше похож на политика, чем всем известный Сергей Шойгу. А как же иначе? Ведь от Грызлова требуется обеспечение интересов администрации президента в парламенте, голосования, согласования, блокирование неугодных инициатив: тут хочешь не хочешь, а станешь политиком... А от Шойгу требуется проведение помпезных церемониальных съездов, так он и этого не умеет: последний форум "Единства" не в последнюю очередь благодаря лидеру партии стал скорее объектом журналистских насмешек, чем поводом для пробуждения уважения к "партии власти".

Организаторы "Единства", вероятно, планировали, что генерал из Министерства по чрезвычайным ситуациям будет присматривать за полковником из Федеральной службы безопасности. Они просчитались. У полковника и так слишком много присматривающих со всех сторон, чтобы он мог позволить себе еще и этого. Поэтому отказ Шойгу от лидерства в "Единстве" - когда он состоится - будет наиболее простым сигналом к тому, что ельцинская команда начинает покидать не только мостик, но и палубу президентского корабля.

Пока же существование "Единства" выглядит ярким примером не единения вокруг власти, а отчаянной борьбы противоположностей - удачливой пропрезидентской фракции, лидеры которой могут рассчитывать на новое влияние, и эфемерной, не вызывающей доверия у Кремля партии, лидеры которой могут лишь прилагать усилия, чтобы еще какое-то время удержаться на плаву. Потрясающая политическая система! Путину стоило бы рассказать о ней своему новому другу Тони Блэру: британский премьер и лидер лейбористов здорово повеселился бы за ужином в "Пивнушке", узнав, что есть страна, где лидера правящей партии раздражает ее же парламентская фракция, а депутаты из этой фракции не знают, как избавиться от неуклюжего старания лидера партии поучаствовать в их благородной деятельности...