Швеция прощается с нейтралитетом


СТОКГОЛЬМ - Премьер-министр Швеции и лидер правящей социал-демократической партии Йоран Перссон выразил намерение освободить страну от обязательства соблюдать нейтралитет, которого Швеция придерживалась в течение последних 100 лет. Перссон полагает, что после окончания "холодной войны" подобные обязательства теряют смысл.

В стране, которая не вела войн с 1813 г., т. е. почти 200 лет (не исключая периодов обеих мировых войн), заявление премьер-министра может быть воспринято как потрясение устоев. Как полагают военные эксперты, подобный шаг способен повлечь за собой изменение всей оборонной политики страны; кроме того, Швеция может лишиться роли независимого арбитра при разрешении международных конфликтов.

Последние 100 лет страна определяет свою оборонную политику словом "нейтралитет", что подразумевает неприсоединение ни к одной стороне или группировке в решении мирных или военных вопросов. Понятно поэтому, что решение поступиться нейтралитетом может вызвать брожение в умах рядовых граждан и профессиональных политологов. Один из аналитиков высказался предельно эмоционально: "Это все равно что разворошить осиное гнездо. Неужели теперь Швеция будет участвовать в военных конфликтах? Тогда надо кардинально перестраивать всю технологию. Или, может быть, это маленький шажок в сторону НАТО? " Последнее предположение подтверждают многие военные эксперты, которые считают, что недавнее сокращение Вооруженных сил Швеции и консолидация ресурсов ее оборонной индустрии могут постепенно привести страну к необходимости вступления в НАТО. Впрочем, Перссон отверг возможность вступления страны в альянс, заявив, что ее независимая позиция чрезвычайно важна для сохранения стабильности в Северной Европе. "Мы не будем вступать ни в какие военные альянсы. Это основа нашей политики безопасности. Однако сегодня, с окончанием "холодной войны" и противостояния двух супердержав, понятие нейтралитета перестало быть релевантным", - сказал Перссон. Одна из сотрудниц Министерства обороны разъяснила, что речь идет скорее об изменении устаревшей фразеологии, нежели о реальном изменении политики. По ее словам, предложение премьер-министра не означает, что Швеция прекратит участие в миротворческих операциях ООН, например в Косове, или присоединится к силам быстрого реагирования, создаваемым Европейским союзом. (FT, 28. 11. 2000)