Розничный развод в Нижнем
Выйдя на свободу два месяца назад, несостоявшийся мэр Нижнего Новгорода предприниматель Андрей Климентьев перво-наперво намеревался осуществить проект по строительству сети из 30 супермаркетов. Но накануне открытия первого магазина Климентьев отказался от этой идеи - предприниматель неожиданно пришел к выводу, что в России делать бизнес невыгодно. Однако бывшая жена Климентьева считает, что проект развалился из-за их недавнего развода - ведь именно она непосредственно занималась строительством сети.
Второго апреля 1998 г. Андрей Климентьев, который меньше чем за неделю до этого получил большинство голосов на выборах мэра Нижнего Новгорода, был арестован. Результаты выборов отменили, а Климентьева в мае осудили на шесть лет лишения свободы за нецелевое использование части кредита в $30 млн. Кредит был выдан областной администрацией Навашинскому судостроительному заводу, которым владеет Климентьев. Ему также принадлежат в России завод по производству пиломатериалов "Парма-Лес", завод по производству торгового оборудования "АКМЕ", ночной клуб и два крупных магазина - "Нижегородский" и "Европа". Климентьев был досрочно освобожден в октябре 2000 г.
Все два с половиной года, что Андрей Климентьев находился в тюрьме, его бизнесом управляла жена Оксана. Бизнес, судя по всему, развивался неплохо, ибо первый экономичный супермаркет должен был открыться уже приблизительно через месяц после освобождения Климентьева. Всего в ближайшие два-три года предполагалось открыть в Нижнем Новгороде сеть из 30 магазинов, основанную на принципе единой дистрибьюции. Запуск одного экономичного супермаркета (магазина с небольшой торговой площадью - 400 - 500 кв. м, но с таким же большим, как в супермаркете, ассортиментом) обошелся бы в $150 000 - 300 000, создание дистрибьюторского центра в регионе стоит в среднем $5 млн. Сеть строилась под общим руководством и на собственные средства Андрея Климентьева.
Анонсированный этой осенью нижегородский проект высоко оценили специалисты. К примеру, руководитель российских программ Европейского торгового института (EHI) Олег Войцеховский сказал, что "на сегодня это один из самых перспективных и продуманных региональных проектов в области организации магазинов". Но проекту не суждено было сбыться.
"Андрей сразу принял решение: если я ухожу от него, я ухожу и из его бизнеса, - рассказала "Ведомостям" Оксана Климентьева. - А управлять проектом по организации розничных магазинов, кроме меня и моей команды, пока некому".
Оксана считает, что именно развод явился основной причиной, по которой Климентьев отказался от розничного проекта. "Что ни говори о деловых перипетиях, а зачастую все решают именно личные дела, - говорит Климентьева. - Проект готовился больше года, был готов к воплощению. Но мы с Андреем Анатольевичем развелись. Это явилось основной причиной того, что проект, инициированный самим Андреем Анатольевичем, не состоялся".
Сам Климентьев иначе описал "Ведомостям" причины своего решения: "Я передумал делать магазины потому, что бизнес внутри России дает мало денег. Невыгодно делать магазины, на которых из-за низкой покупательной способности населения невозможно хорошо заработать. Это был бы общественно полезный труд".
Климентьев рассказал, что сейчас он намерен активно заняться экспортом пиломатериалов. "А внутри страны лучше отдыхать", - сказал он.
Однако еще в конце октября Климентьев в своих интервью заявлял несколько иное. "У меня есть направления бизнеса за границей, но моя основная работа - в России", - говорил Климентьев, подчеркивая, что наиболее приоритетными для него направлениями бизнеса в данный момент являются не только лесопереработка, но и "торговля продуктами питания и производство холодильных систем".
Эти холодильные системы, кстати, производятся на заводе "АКМЕ", заместителем директора которого является Алексей Деревянко, менеджер "умершего" проекта по строительству супермаркетов. По его словам, команда из 20 менеджеров, набранная для управления сетью супермаркетов, с нетерпением ждала возвращения из "мест не столь отдаленных" своего шефа...
"Единственное утешение - что купленные под магазины объекты, уже оборудованные, удалось довольно выгодно продать, - говорит Деревянко. - Персонал и менеджмент так и не открывшегося нашего первого магазина пришлось уволить".