Углич - город подпольных часовщиков


На часовом заводе "Чайка" работают 3500 жителей города Углича. А производством часов занимается гораздо большее число людей. В декабре ярославские правоохранительные органы возбудили два уголовных дела о несанкционированном использовании товарного знака "Чайка". В обоих делах фигурируют бывшие работники "Чайки". "Чайка" - третий по объему производства часовой завод в СНГ. Он демонстрирует самый быстрый рост производства в отрасли: за прошлый год выпуск часов здесь более чем удвоился. Объем продаж "Чайки" 20 млн руб. в месяц. По словам гендиректора "Чайки" Сергея Перетятько, в России ежемесячно производится около 15 000 фальсифицированных часов под маркой "Чайка". Это 10% от объема продукции, официально выпускаемой самим заводом. "Нас это, конечно, очень беспокоит", - говорит Перетятько.

С начала 90-х число работников на "Чайке" сократилось примерно вдвое. "Углич - городок небольшой, и половина у нас работала или работает на часовом заводе", - говорит Виктор Говядкин, начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями угличского ГУВД. Так что процент умеющих собирать часы среди жителей Углича весьма высок. У подпольных сборщиков остались знакомые на заводе, способные бесперебойно поставлять ворованные детали.

Воруют на "Чайке" много. В этом месяце сотрудники ГИБДД случайно остановили легковой автомобиль, в которой ехали два работника с четырьмя мешками коробок для 750 шт. часов. А три месяца назад было возбуждено уголовное дело против начальницы склада готовой продукции, которую обвиняют в краже часов на $9000. Часть деталей для подпольной сборки покупается в других регионах, часть делается прямо дома, где, например, стоят самодельные печи для изготовления финифтевых вставок в браслеты. Частично продукция сбывается здесь же, в Угличе, "особенно в туристический сезон - на туртропе стоят и предлагают", говорит Говядкин. Продавцы фальсифицированных часов часто представляются работниками завода, которым выдают зарплату часами. "Мы никогда не выдавали зарплату часами", - говорит Перетятько. Максимальная задолженность по зарплате составляла восемь месяцев, говорит он, но теперь она ликвидирована, и зарплата - в среднем 1500 руб. - выплачивается регулярно. Перетятько считает, что на этом основании руководство завода может требовать, чтобы рабочие наконец перестали воровать.