ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Роман и Тед


Накануне старого Нового года Россия узнала имена своих потенциальных телемагнатов. Раньше с таким придыханием ожидали изменений в составе Политбюро: появление торжественного диктора в программе "Время" обещало кухонные пересуды и новые темы кремленологических диссертаций. Сейчас у россиян другие властители дум: хозяева телеканалов формируют общественное отношение к происходящему, как бы само общество этому ни сопротивлялось. Итак, вместо хорошо знакомых и почти родных Владимира Гусинского и Бориса Березовского в каналовладельцы предлагаются люди, более чем не похожие друг на друга, - Тед Тернер и Роман Абрамович. Первый - крупный западный телемагнат, второй - классический российский олигарх, умудрившийся сохранить и приумножить свое влияние даже во времена большой кремлевской охоты на представителей этой подозрительной прослойки общества.

Объединяет Теда Тернера и Романа Абрамовича только одно. Оба они - очень хорошие люди. Хорошие - в смысле неконфликтные. О том, что акулы империализма могут быть очень хорошими людьми, большевики узнали в первые же годы после своей победы, познакомившись с пресимпатичным молодым человеком Армандом Хаммером. Тед Тернер - акула тоже очень добрая и отзывчивая: мы всегда будем благодарны ему за Игры доброй воли, несколько скрасившие разочарование от бойкотированной Олимпиады в Лос-Анджелесе... Нет, Тернер не будет требовать от журналистов обсиэнэнившейся телекомпании НТВ быть послушными исполнителями воли Кремля, боже упаси! Он и его менеджеры будут проповедовать объективность и профессионализм, а остальное довершат высокие заработки и самоцензура, всегда выручавшая мастеров экрана в момент морального выбора.

Роман Абрамович - человек государственный. Борис Березовский тоже был, в общем-то, человеком государственным - но в смысле, что государство - это он. А Абрамович точно знает, что государство - это и другие достойные люди. И даже если его государственные представления скорее совпадают со взглядами семьи первого президента, чем с позицией окружения второго, это вряд ли спасет первый канал от превращения во второй. Абрамович будет просто требовать уважительного отношения к государству. А остальное довершат своевременные выплаты зарплат и самоцензура, всегда выручавшая мастеров экрана в момент морального выбора... Да, собственно, на ОРТ и объяснять ничего особенно не надо...

Что же делать зрителям "телевидения хороших людей"? Боюсь, что это исключительно московская и петербургская проблема, интеллигентская, не учитывающая важного значения государственного отношения к телевидению и западных инвестиций в отечественные СМИ. Ну жили же москвичи без телевидения в "довзглядовскую" эпоху, месяцами ожидая концерта на День милиции и "голубых огоньков". И ничего, это только укрепило тягу к свободе слова. А ведь тогда не было спутниковых каналов с синхронным переводом. Эстонцы, все советское время смотревшие программы финского телевидения, уже одной ногой в Евросоюзе. Возможно, российскому обществу тоже удастся привыкнуть к западным стандартам, если оно обзаведется спутниковыми тарелками, приставками и прочей аппаратурой, которая позволит отказаться от информации, приятной во всех отношениях?