"Моя рука превратится в кулак"


Адам Смит более двух веков назад выступал против отраслевых объединений, опасаясь установления ими монопольных цен. Но вопреки протестам классика экономической науки ассоциации пережили столетия, значит, они нужны бизнесу. Главный смысл существования отраслевых бизнес-ассоциаций - цивилизованный лоббизм. Успешные примеры такой деятельности в России уже есть, но пока их немного. Союз российских пивоваров, например, заявил на прошлой неделе о своем намерении добиваться отставки первого замминистра здравоохранения РФ, главного санврача РФ Геннадия Онищенко, который выступил за усиление надзора за пивной отраслью и потребовал, в частности, запретить телерекламу пива. В ответ исполнительный директор Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов пообещал добиваться отставки Онищенко "всеми законными способами".

В конце прошлого года Ассоциация мебельных предприятий добилась снижения импортных пошлин с 20 - 25% до 15% на разные виды фурнитуры на ближайшие девять месяцев. Правда, о своем вкладе в это достижение заявляет и Гильдия мебельщиков Северо-Запада, которая также занималась этой проблемой. Становлению цивилизованного лоббизма через объединение предприятий в ассоциации мешает отсутствие согласия между руководителями предприятий одной отрасли. К примеру, входящие в мебельную ассоциацию предприятия недовольны тем, что плодами деятельности их объединения пользуются остальные производители мебели. А неприсоединившиеся предприятия не спешат вступать в объединение. Чтобы привлечь в свои ряды большее количество членов, некоторые российские профессиональные объединения поощряют членов сообщества: они получают скидки и льготы при покупке товаров и услуг, а также имеют доступ к конфиденциальной информации. И все же большинство руководителей российских предприятий пока сторонятся каких-либо ассоциаций и союзов. "У нас участие в заседании ассоциации - это своеобразная тусовка для предпринимателей. А на Западе (мы входим в Европейскую ассоциацию переработчиков вторичных ресурсов) это активная деятельность с конкретными результатами", - говорит председатель правления группы "Мастеръ" Владислав Петров. По словам Петрова, низкая эффективность и непопулярность российских бизнес-ассоциаций объясняется тем, что часто ими руководят случайные люди. "Своей главной функции - лоббирование интересов членов объединения в органах госвласти - российские бизнес-ассоциации, как правило, не выполняют", - считает Антон Карпов, менеджер по работе с клиентами компании "Бизнес Консалтинг Груп".

Работающие в России предприятия с иностранным капиталом, кажется, не мыслят жизни без участия в профессиональных объединениях. Одно из ярких достижений Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA) - изменение закона Ленинградской области "Об иностранных инвестициях". "В начале лета 1999 г. мы предложили областному правительству изменить методику расчета сроков окупаемости инвестиционных проектов. Это важно, потому что в зависимости от расчетных сроков окупаемости решается вопрос о предоставлении налоговых льгот иностранным инвесторам", - говорит Наталия Кудрявцева, исполнительный директор SPIBA. Ассоциация объединяет зарубежных инвесторов, вкладывающих деньги в экономику Петербурга и Ленинградской области. "Деятельность обеих ассоциаций, в которые мы входим, нас вполне удовлетворяет, - говорит Екатерина Горохова, директор петербургского отделения рекрутерской фирмы Kelly Services, которая участвует в работе SPIBA и American Chamber of Commerce. - Ими руководят профессионалы. Требования к исполнительным директорам высоки, поскольку членские взносы, которые предприятия платят, символическими назвать нельзя". По данным "Ведомостей", членский взнос в American Chamber of Commerce составляет около $1000 (не считая платы за участие в мероприятиях), а в SPIBA - $2500, и сумма не зависит от величины бизнеса. Ассоциация производителей мебели объединяет 50 предприятий и имеет годовой бюджет в 800 000 руб. Размер членских взносов зависит от оборота компании.