Какие изменения появятся в работе Совета Федерации?


На смену губернаторам в Совет Федерации (СФ) приходят новые представители регионов. Это не может не отразиться на работе верхней палаты и на взаимоотношениях с Кремлем.

СФ станет новым только со следующего года, когда полностью поменяется его состав. В 2001 г. мы будем иметь дело с переходным и потому малоработоспособным органом. Он разделится на две "палаты" - старых сенаторов и новичков. Из-за этого Совет не сможет работать на постоянной основе, так как часть членов будет постоянными, а часть - нет. Кремль будет активно участвовать в формировании состава верхней палаты, особо не доверяя губернаторам и законодательным собраниям. Поэтому в Совете Федерации мы увидим много знакомых нам лиц, которые будут настроены весьма лояльно к правительству. Хотя идея партийных фракций на днях была отвергнута, они, на мой взгляд, обязательно появятся. Подозреваю, что самая крупная фракция будет называться "Единство". В законотворчестве, по крайней мере в этом году, Совет Федерации будет играть еще более вспомогательную роль, чем раньше.

Вячеслав Никонов

Конечно, политический вес СФ станет меньше, чем во времена, когда губернаторы сами представляли верхнюю палату. Новые члены СФ не имеют ни легитимности от народа, ни того властного и политического ресурса, которым обладают губернаторы. Поэтому с ними будет легче договариваться. Тем более что они хоть и назначаются исполнительной или законодательной властью, но не всегда будут находиться под жестким контролем делегировавших их институтов. Слишком уж сложна процедура отзыва. Что мне нравится в обновленном СФ, так это то, что часть регионов выбирают в качестве представителей профессиональных политиков. Скажем, Новгород - Бурбулиса, Саратов - Абдулатипова. Есть надежда, что палата из сборища хозяйственников превратится в профессиональный институт законодательной власти.

Андраник Мигранян

Влияние СФ заметно снизится. Как минимум, по двум причинам. Раньше СФ был более-менее организованной командой людей, многие интересы которых совпадали. Новый принцип формирования палаты приведет к меньшей сплоченности, появится больше индивидуальных факторов. Другая причина - губернаторы постепенно теряют финансовые возможности влиять на экономику страны. Идет попытка переподчинить бизнес в регионах, который раньше сильно зависел от губернаторов, центру. Кроме того, подрывается такая важная экономическая опора губернаторов, как теневой бизнес. Немалую роль в этом играют полпреды. Перемены в СФ вызывают у меня аналогии с институтом представителей президента в субъектах Федерации эпохи Ельцина. Многие из них в конце концов стали больше прислушиваться к губернаторам, чем к назначившей их Москве. Нынешний президент решил сыграть в похожую игру, но поменявшись ролями.

Дмитрий Орешкин

Обновленный СФ не станет оппозицией. Но и не превратится в марионетку Кремля. Во-первых, Кремль не монолитная конструкция. Есть президент, администрация, правительство, Касьянов, Кудрин, Илларионов... Трудно управлять, не будучи единым субъектом. Поэтому предстоит, как и прежде, маневрирование, согласовывание, столкновение различных группировок. Во-вторых, хотя официально губернаторы и ушли с федеральной политической сцены, интересы и мощные позиции-то остались! Нельзя списать со счетов Росселя, Лужкова, Наздратенко. Пусть даже на их место придут люди Кремля. Полностью послушны центру они все равно не будут, пока не упразднят систему федеративного устройства. Наконец, мы перешли к публичной политике, когда каждый политик, каждый политический орган не может не искать возможности выделиться. Даже обновленный СФ будет стараться стать альтернативным источником силы. В этом году власть так и не попытается провести через СФ многие важные вопросы, опасаясь неудачи. Уверен, что и в обновленном СФ власть столкнется с множеством новых конфликтных линий, которые сейчас просто не видны.

Валерий Федоров

Мне сложно понять, почему само по себе обновление состава СФ может восприниматься как усиление влияния Кремля. Логичнее было бы сказать, что более карманными стали сами губернаторы. Так что новый СФ останется не менее трудно управляемым, чем если бы в нем по-прежнему заседали губернаторы. У прихода в СФ профессионалов, все время отдающих работе в верхней палате, есть и хорошие, и плохие стороны. Новые сенаторы больше внимания будут уделять содержанию законопроектов. Чаще находить спорные моменты. В результате законотворческий процесс замедлится. Зато повысится качество законопроектов, особенно по структурным реформам. Наконец, человека, который "в теме", гораздо легче переубедить, чем не слишком разбирающегося в вопросе чиновника со своими предрассудками и интересами.

Кристофер Грэнвилл