ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Секвестр


Бюджет на 2001 г., считавшийся одним из самых больших правительственных достижений, результат нефтедолларового дождя, обещавшего вначале хотя бы несколько лет спокойной жизни российской экономике, будет секвестирован. После ожесточенной полемики в кулуарах власти, нелепых попыток не платить и объявления президентского советника Андрея Илларионова городским сумасшедшим кабинет министров признал, что договориться с Парижским клубом не удастся, а на новые международные кредиты рассчитывать не приходится... Впрочем, задача изменения бюджета не представляется тяжелой: Дума, конечно же, для виду немного посопротивляется, но затем примет внесенный правительством законопроект. И не только потому, что парламент управляем, а еще и потому, что секвестр сегодня соответствует законам здравого смысла: депутаты также прекрасно понимают, что платить придется.

Более занимателен другой вопрос: о чем же думали составители бюджета-2001? Почему они решили, что Запад согласится с отсрочкой платежей? Почему иллюзию того, что платить по долгам не придется и можно даже не учитывать соответствующих выплат в бюджете, разделяли решительно все - от министра финансов до президента, от премьера до председателя бюджетного комитета Думы? Ведь в подавляющем большинстве своем все эти люди - специалисты, давно работающие в финансовой сфере. Да, конечно, Владимир Путин может позволить себе не быть специалистом в экономике, для этого у него есть Андрей Илларионов... Но, собственно, Илларионов и предупреждал президента... А Кудрин? А Касьянов? Они что, в самом деле ничего не понимали? И вот тут-то мы подходим к разгадке сложившейся ситуации. Конечно же понимали - причем все. Но бюджет 2001 г. был в первую очередь не экономическим, а политическим документом. Документом, призванным продемонстрировать, насколько успешным был первый год Владимира Путина. Документом, доказывавшим, что новый президент мог в легкую тратить бесконечные деньги на бессмысленную войну, позволить себе повышать пенсии и зарплаты, рассчитывать на то, что Запад не посмеет требовать по счетам от великой державы, получившей новое эффективное руководство. Но сшитый по политическим меркам кафтан не удалось натянуть на экономические реалии. Да и на политические, собственно говоря, тоже.

Запад как раз и требует оплаты по счетам от великой державы. Великие - платят. Им не прикинуться немощными, больными и нищими - ведь больные и нищие не пытаются говорить на равных с Соединенными Штатами и выбрасывать деньги на призрачную сферу влияния... То, что войну на Северном Кавказе выиграть не удалось, понимают, кажется, даже самые горячие сторонники боевых действий - не ясно только, как президент выйдет из сложившейся ситуации, сохранив лицо. Возможно, ему помогут секвестр и снижение цен на нефть? Ведь рано или поздно придется признать, что у России в ее нынешнем положении просто нет денег ни на войну с Масхадовым, ни на дружбу с Лукашенко, ни на противостояние с Бушем, ни на сопереживание с Кучмой - только на себя. Должно хватить только на себя.