ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Главный рыболов


Бывший губернатор Приморского края Евгений Наздратенко якобы пообещал президенту России Владимиру Путину не баллотироваться на пост губернатора Приморского края, но согласился стать председателем Госкомрыболовства. Меня, однако, интересует не конкретное ведомство, которое возглавит Наздратенко, а сама возможность получения им "в обмен" на пост приморского губернатора какой-нибудь высокой должности в госаппарате. Недоброжелатели президента Путина, конечно же, объяснят это слабостью главы государства. Вот, мол, даже заморозившего свой край, расписавшегося в полной некомпетентности и подозреваемого в коррупции приморского губернатора президент не смог просто выгнать - пообещал ему отступного в виде высокой должности.

А по-моему, в этом сила президента. Как говорит Наздратенко? "Мы с Владимиром Владимировичем никогда друг друга не обманывали, не подводили". На чиновничьем языке это означает лишь то, что Наздратенко готов играть в путинской команде. Что при этом будет с вверенным ему регионом или ведомством - не так важно. Главное - не подведет, не поставит подножку...

Примерно так же функционировала КПСС. Партийное начальство, в принципе, не очень интересовалось уровнем компетентности номенклатуры, ее умением управлять районом, областью, республикой. Главное было - колебаться вместе с линией партии, не задавая ей лишних вопросов. Некогда могущественный первый секретарь ЦК Компартии Украины Леонид Мельников заканчивал свою карьеру на посту председателя Госкомитета СССР по надзору за проведением горных работ, не пришедшийся ко двору председатель КГБ СССР Владимир Семичастный был направлен в Киев заместителем председателя Совмина Украинской ССР, Вячеслава Молотова после "антипартийной группы" отправили послом в Монголию... Таких примеров можно привести множество. Трудно даже представить себе, какое преступление должен был совершить в советские времена лояльный номенклатурщик, чтобы его исключили из списка избранных.

Сегодня ситуация повторяется. Никто никуда не уходит. Потерявшие должности губернаторы становятся министрами - Наздратенко тут мог бы стать далеко не первым. Оказавшиеся невостребованными в центре чиновники пересаживаются в губернаторские кресла или работают в региональных структурах федеральной власти. Бывший генеральный прокурор, назначенный заместителем президентского представителя в Поволжье, бывший оренбургский губернатор, отвечающий в правительстве за Чечню, - все это живые символы Великого Пересаживания Чиновников С Места На Место. Элита, вынужденная примириться с притоком свежей крови в перестроечные времена, закупоривает сосуды. Одни и те же политики, чиновники, политологи, журналисты - провинциальный междусобойчик великой страны.

Конечно, рано или поздно образуется тромб. Но это вряд ли станет проблемой Владимира Путина. Он избрал верный подход к номенклатуре: чиновник может потерять должность, но не положение. Чиновник при этом подходе - всегда поплавок, то и дело возникающий на мутной поверхности политического моря. Но тогда главный рыболов России отнюдь не Наздратенко, а сам Путин.