Reynolds обложили исками


R.J. Reynolds Tobacco Holdings обвиняют в нарушении мирового соглашения, заключенного в 1998 г. между правительствами 46 штатов и ведущими табачными компаниями США. Против компании поданы иски сразу в нескольких штатах, причем прокуратура Калифорнии возбудила против нее сразу два дела.

В одном из калифорнийских исков, поданном в главный суд первой инстанции в Сан-Диего, компания обвиняется в том, что реклама ее сигарет (Winston, Camel и других марок) была адресована подростковой аудитории. Reynolds размещала большие объемы рекламы в таких журналах, как Sports Illustrated и Rolling Stone, значительную часть читателей которых составляют подростки. Власти Калифорнии требуют наложить на компанию штраф и заставить ее изменить рекламную политику.

Представители Reynolds утверждают, что компания следует букве и духу соглашения. Исполнительный вице-президент компании Томми Пейн назвал калифорнийские иски "попыткой пересмотреть условия соглашения". Три другие крупные американские табачные компании под давлением прокуроров штатов согласились пойти на значительные ограничения рекламы в журналах. Одна только Reynolds не согласилась, заявив, что подобные ограничения ослабят ее позиции в конкурентной борьбе с гигантом Philip Morris. "От этих ограничений выиграют Philip Morris и ее марка Marlboro", - заявил председатель совета директоров Reynolds Эндрю Шиндлер.

Калифорнийский иск станет серьезным испытанием для мировой сделки, согласно которой табачные компании обязались добровольно в течение 25 лет выплатить пострадавшим от курения компенсации на общую сумму $206 млрд. В числе условий соглашения - запрет на уличную рекламу, ограничения в спонсорской и маркетинговой деятельности компаний.

Соглашение также призвано защитить детей и подростков от опасностей курения. В нем нет специальных ограничений на размещение рекламы табачных изделий в журналах, но есть четкий запрет на "любые рекламные акции, прямо или косвенно адресованные молодежной аудитории". "Это довольно спорная формулировка", - говорит главный помощник генерального прокурора Калифорнии Деннис Экхарт.

Генеральный прокурор Калифорнии Билл Локиер говорит, что аргументы табачной компании его не убеждают. "Производители с меньшей долей рынка, чем у Reynolds, все равно вводят ограничения на рекламу", - сказал он. Экхарт называет рекламную политику Reynolds неприемлемой. "Мы хотим уменьшить, насколько это возможно, влияние их рекламы на несовершеннолетних", - заявил он.

Другой поданный в Калифорнии иск касается уличной рекламы автогонок, спонсируемых Reynolds. По условиям соглашения 1998 г. такая реклама может появляться не ранее чем за 90 дней до начала первого рекламируемого события и должна быть снята не позже чем через 10 дней после окончания последнего рекламируемого события. Reynolds интерпретирует это условие так, что реклама на одной гоночной трассе может висеть все время чемпионата, который проходит в разных городах с февраля по ноябрь. Власти Калифорнии считают, что компания должна снимать рекламу с конкретной трассы в течение 10 дней после прошедших на ней гонок. Аналогичные иски были поданы против компании еще в трех штатах.

В дополнение к этим искам генеральный прокурор штата Огайо обвинил Reynolds в распространении спичек, на упаковках которых написаны названия брэндов компании. Это является нарушением введенного соглашением запрета на распространение товаров с изображениями логотипов табачных компаний или их марок. Юристы Reynolds заявляют, что спички в этом случае выступают рекламоносителем, таким же как газеты и журналы. (WSJ, 20. 03. 2001)