Бизнес на досуге


Подошедшее к концу шоу CeBIT 2001 можно без преувеличения назвать выставкой развлечений. В этой сфере отметились почти все участники рынка высоких технологий. Компьютерные компании представили на CeBIT новые графические ускорители и мультимедийные системы, чье единственное предназначение – сделать игры еще более реалистичными. А производители телекоммуникационного оборудования и операторы сотовых сетей поведали о новых развлекательных возможностях сотовых телефонов.

“В игровой индустрии используются самые передовые технологии, зачастую гораздо более сложные, чем те, что используются военными или учеными, – рассказал корреспонденту “Ведомостей” Джен Сун Хуанг, президент и CEO компании Nvidia, крупнейшего производителя видеочипов. – В нашем последнем чипе, который мы разработали по заказу Microsoft для приставки Xbox, в 2,5 раза больше транзисторов, чем в последнем процессоре Intel Pentium 4”.

Сегодня 25% всех персональных компьютеров в мире поставляется с ускорителями трехмерной графики на основе чипов Nvidia; еще 10% принадлежит канадской компании ATi.

“На рынок графических акселераторов для трехмерных игр работает половина нашей компании, – говорит Стив Чемп, менеджер по игровым системам ATi. – Иногда даже странно думать, что вся эта производственная махина работает только для того, чтобы подростки могли играть в игры”.

В индустрию развлечений рвутся и телекоммуникационные компании. “Развлечения – важнейшая часть современного сотового бизнеса. Операторам, только присматривающимся к новым услугам, стоит обратить внимание на опыт NTT DoCoMo, крупнейшего японского сотового оператора, – говорит Джеймс Мур, аналитик компании EMC по Юго-Восточной Азии. – Более двух третей из 7 млн пользователей услуги i-mode (одной их технологий беспроводного доступа в Интернет. – “Ведомости”) – это молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. 70% генерируемого ими трафика – это игры”.

Европа, похоже, идет по пути Японии. Аналитическая компания Strategy Analitics предсказывает, что уже в 2003 г. европейцы потратят на игры по мобильнику около $7,4 млрд, что составит четверть всех доходов от услуг беспроводной передачи данных.

Небольшая финская компания Akumiitti стартовала в 1997 г. как разработчик развлекательных сервисов на основе SMS-сообщений для телефонов Nokia. С помощью приложений Akumiitti можно, например, послать на мобильный телефон возлюбленной рисунок бьющегося сердечка. За три года стоимость финской фирмы достигла $0,5 млрд. “45% пользователей телефонов Nokia в Финляндии пользуются нашей технологией. С повсеместным внедрением протокола GPRS наши сервисы станут более сложными и еще более популярными”, – обещает директор по развитию бизнеса Akumiitti Аннти Наннулен.

Другие высокотехнологичные компании тоже не отстают. Компания Iomegа, традиционный производитель разнообразных устройств хранения данных, показала на выставке MP3-плейер (естественно, с особенно емким диском для хранения записей). Фирма Handspring представила ориентированную на игры и прослушивание музыки версию своего популярного PDA Visor. “Когда люди говорят, что им не хватает возможностей карманных устройств, они чаще всего имеют в виду именно игровые и мультимедийные возможности “больших” компьютеров”, – поясняет старший менеджер по продажам Handspring Том Айкин.