“ЛУКОЙЛ” собрал западный бизнес


Основу лукойловского down stream за рубежом составляют три НПЗ “ЛУКОЙЛ Нефтохим” (Бургас, Болгария), “ЛУКОЙЛ Петротел” (Плоешти, Румыния) и “ЛУКОЙЛ Одесский НПЗ” (Украина). Эти активы были приобретены в 1998–2000 гг. “ЛУКОЙЛ” заинтересовался тем, что выручка от переработки и продажи нефтепродуктов за рубежом на $25–30 с тонны сырья выше, чем в России.

Как рассказал “Ведомостям” вице-президент “ЛУКОЙЛ-Европа холдингс” Владимир Шуверов, три завода будут работать как единый комплекс. Уже с апреля вакуумный газойль (полупродукт для производства бензина и дизтоплива) и мазут с Одесского НПЗ будут направляться на свободные мощности заводов в Бургасе и Плоешти, где из них будут получать светлые нефтепродукты. Затем из Одессы на глубокую переработку в Бургас будет направляться еще и гудрон, а из Плоешти – гудрон и продукты нефтехимии. Кооперация не только даст дополнительную прибыль (румынский завод, например, за счет переработки 170 000 т газойля в год получит $7 млн), но и позволит “ЛУКОЙЛу” сэкономить около $200 млн на инвестициях, которые потребовались бы для каждого отдельно взятого НПЗ.

Главные цели инвестпрограммы для этих заводов – повышение качества нефтепродуктов до европейских и американских стандартов. В 2001–2005 гг. на это будет затрачено $420 млн при сроке окупаемости проектов не более трех лет. В “ЛУКОЙЛе” ожидают, что в результате глубина переработки по трем НПЗ возрастет до 93% (сейчас на украинском, болгарском и румынском заводах она составляет соответственно 48, 76 и 85%). А объем переработки нефти увеличится с 9 млн т (2000 г.) до 11–12,5 млн т.

Сбыт произведенных на этих НПЗ нефтепродуктов, по словам Шуверова, будет ориентироваться как на внутренние рынки стран, где расположены заводы, так и на экспорт, в том числе и в США. По его словам, в ближайшее время начнутся поставки бензина и дизтоплива для принадлежащей “ЛУКОЙЛу” заправочной сети Getty в объеме примерно 70 000 т в месяц. Кроме того, как заявил в Баку Ралиф Сафин, в стратегические планы “ЛУКОЙЛ-Европа холдингс” входит расширение розничной сбытовой сети в странах Восточной Европы. Сейчас компания имеет здесь порядка 250 АЗС и реализует через них 3% своих нефтепродуктов, но к 2005 г. эта доля должна быть доведена до 30%. В текущем году компания намерена увеличить число собственных и ассоциированных автозаправок в регионе на 150–180 единиц.

Аналитик “Центр-Инвеста” Александр Блохин считает, что “ЛУКОЙЛу” давно следовало бы заняться упорядочением управления своим бизнесом. Два года назад, отмечает он, нечто подобное сделал “ЮКОС”, создав несколько крупных бизнес-единиц, и это положительно сказалось на деятельности компании. “ЛУКОЙЛу” же с его суперсложной структурой, по мнению эксперта, нужно и дальше оптимизировать систему управления. Развитие зарубежного down stream, считает Блохин, выгодно не только с точки зрения более высоких, чем в России, доходов в этом секторе, но и в плане снижения зависимости компании от колебаний мировых цен на нефть.