Туроператоры продают родину


Около тысячи посетителей, шалея от разнообразия, бродят по павильонам “Экспоцентра”, набирают груды каталогов и разрываются, не зная, что выбрать – традиционную Испанию или экзотический тур от “Мамы Африки”. И постепенно приходят к выводу, что, может, вообще не стоит ехать на зарубежные пляжи: дешевых и качественных российских предложений на выставке неожиданно много. Свои возможности представляют 90 зарубежных стран и 70 регионов России. Такого соотношения на MITT, задуманной как выставка выездного туризма, не было еще никогда. По оценкам, в прошлом году российских направлений было примерно в 2,5 раза меньше.

“Российские региональные представительства, а также реконструированные гостиницы не случайно так широко представлены на выставке. Спрос на их услуги заметно растет, – объясняет Сергей Шпилько, президент РАТА. – Увеличилось число заявок от иностранцев на организацию групповых поездок в Россию. Москва, Петербург, Золотое кольцо на этот сезон в основном уже проданы”.

Туроператоры, работающие на прием, теперь эксплуатируют не только историко-архитектурные возможности России. В ход пошли и путешествия по путинским местам на Псковщине, и нижегородские велосипедные маршруты, привлекающие иностранцев своей абсолютной непроходимостью, и притягательно-опасные красоты Северного Кавказа, и знаменитые рыболовно-охотничьи угодья по всей стране. На реках Кольского полуострова, например, рыбачат иностранцы, предпочитающие ловить рыбу и отпускать ее. По данным Комитета по туризму Мурманской области, в год их набирается 1300 – пятая часть любителей такого спорта со всего мира.

Приемом иностранцев в этом году решило заняться даже Управление делами президента, которому принадлежит 44 пансионата и гостиницы по всей России. “Мы намерены всерьез заняться этим сектором и добиться увеличения числа туристов на 10%”, – сказал Вадим Кожин, управделами президента.

Внутренний туристический сектор, судя по выставке, обещает в этом году вырасти еще больше, чем въездной. “Этот сезон будет необыкновенно интересным, – считает Андрей Уманский, президент группы компаний “РВБ-Алеан”. – Качество предлагаемых услуг приближается если и не к европейскому, то, во всяком случае, к турецко-египетскому. А цены этим летом упадут: санатории и курорты, лишенные соцстраховских денег, начали активно налаживать контакты с участниками туристического рынка”.

“Нас практически заставили пойти по этому пути. Конечно, загрузка не будет такой большой, зато у санаториев появятся живые деньги на приведение себя в порядок”, – говорит Сергей Устинов, менеджер анапского санатория “Маяк”. Дом отдыха “Урал” уже сформировал льготные тарифы специально для туркомпаний. В его предложении все так, как принято на туррынке: стандартный набор курортных услуг, скидки детям, комиссия агентам.

Туроператоры и сами стремятся снизить цены на российские курорты. “Спрос на детские черноморские лагеря потенциально высок, но высокие железнодорожные и авиатарифы сдерживают поток. Поэтому в этом сезоне мы собираемся предложить автобусную перевозку из Москвы, – рассказывает Евгений Бромберг, директор туапсинской компании “Мицар”. – Недельный отдых будет стоить не больше 3000 руб. Количество клиентов вырастет на 20%”.

ВТО причисляет Россию к странам, в которых объем внутреннего туризма должен превышать объем выездного. В прошлом году эксперты этой организации пророчили, что около 40% россиян потеряет интерес к зарубежным поездкам. Сейчас их прогнозы, похоже, начинают сбываться. Недаром Питер Шеклфорд, региональный представитель ВТО по Европе, считает, что есть все основания “для оптимизма в отношении развития туризма в России”.