"Аэрофлот" идет к "Сибири"


Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" и третья по объемам перевозок компания "Сибирь" объединяют сеть маршрутов и создают совместную лизинговую компанию. Возможно, это первый шаг к слиянию активов этих авиакомпаний.

Вчера руководители авиакомпаний "Аэрофлот" и "Сибирь" подписали протокол о намерениях объединить сеть маршрутов и создать лизинговую компанию, специализирующуюся на самолетах семейства Ту-204/214. Сейчас "Сибирь" поглощает компанию "Внуковские авиалинии", и эти компании уже фактически имеют единую маршрутную сеть. На три компании приходится треть пассажиропотока России.

"Аэрофлот", в прошлом году сменивший в названии "международные авиалинии" на "российские авиалинии", давно намеревался расширить свое присутствие на российском рынке. В прошлом году авиакомпания вела переговоры о возможном альянсе со второй по объему перевозок российской авиакомпанией - "Пулково", но сделка не состоялась. А недавно на пресс-конференции гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что авиакомпания планирует в этом году значительно - со 160 до 231 - увеличить число внутренних рейсов. При этом особый интерес "Аэрофлота" вызывают Сибирь и Дальний Восток. Но Государственная служба гражданской авиации, по словам Окулова, не дала авиакомпании разрешения на многие из запланированных направлений. Альянс с "Сибирью" позволяет "Аэрофлоту" осуществить задуманное: маршруты "Сибири" охватывают восточную часть страны, "Аэрофлот" много и часто летает в Европу и Америку.

Главный мотив сотрудничества, по словам заместителя гендиректора "Аэрофлота" Александра Лопухина, - повышение эффективности. "Экономически оправдано, - сказал Лопухин "Ведомостям", - когда в рамках одной маршрутной сети задействовано не менее 10 - 12 самолетов одного семейства; объединение маршрутов позволяет добиться этой цифры". Кроме того, создание альянса вписывается в курс "Аэрофлота" на создание в стране 4 - 5 крупных авиаузлов (хабов). По мнению Лопухина, базовые аэропорты авиакомпаний - Шереметьево и Толмачево - вполне могут стать такими узлами.

Дату начала сотрудничества компании не называют. Первые изменения будут внесены уже в летнее расписание. Но, по словам Лопухина, на первом этапе коррективы будут незначительными.

Специально под этот проект партнеры создадут лизинговую компанию, название для которой еще не выбрано. Компания будет специализироваться на оптимальных для данной сети маршрутов среднемагистральных Ту-204/214. Сколько самолетов планируется арендовать, партнеры не разглашают. По словам источника "Ведомостей" в "Аэрофлоте", компания будет ориентироваться на "оптимальное число машин для маршрутной сети", то есть 10 - 12 самолетов на сеть. По мнению Лопухина, новая лизинговая компания не будет конкурировать с уже действующими на рынке операторами. "Места на рынке хватит всем", - сказал он.

Оба решения (и об объединении маршрутов, и о создании лизинговой компании) не требуют одобрения общего собрания акционеров компаний. По словам Лопухина, решения совета директоров в данном случае будет достаточно. Он утверждает, что о слиянии активов двух компаний речь пока не идет. "Это произойдет, только если ситуация созреет", - говорит Лопухин. А источник "Ведомостей" в "Сибири" признался, что объединение маршрутов - первый шаг к юридическому слиянию, которого, правда, "не стоит ожидать в ближайшие месяцы". Независимым авиаперевозчикам трудно объединить маршруты, так как разрешения на это не дает Государственная служба гражданской авиации (ГСГА).

Тем не менее, по оценкам аналитика UFG Юлии Ждановой, авиакомпании получат очень много выгод и от такой "свободной" формы сотрудничества, без юридического объединения. "Это грандиозный проект, - говорит Жданова, - объединение маршрутов "Сибири" и денег "Аэрофлота" - настоящее событие на российском рынке".