Сети обороняются от конкурентов


Московские розничные сети пошли в этом году в рост. Действующие на рынке компании заявляют о намерении открыть в столице до конца года порядка 70 магазинов. Кроме того, участники рынка ждут появления 5 - 7 новых сетей. Сами владельцы сетей объясняют ажиотаж желанием "застолбить" рынок до прихода иностранных компаний и других конкурентов.

Вчера было официально объявлено о создании Российского розничного альянса (РРА), объединившего несколько московских сетей, которые выразили желание проводить согласованную политику в отношении поставщиков (см. справку). Участники РРА - компании "Перекресток", "Дикси" и "Юнилэнд" - объявили о намерении инвестировать в этом году значительные средства в развитие своих сетей.

Генеральный директор "Перекрестка" Александр Косьяненко заявил о намерении компании вложить $25 млн в открытие 6 - 7 новых супермаркетов и одного гипермаркета в декабре 2001 г. Оборот сети, в которую сейчас входят 23 супермаркета и пять дискаунтеров, планируется увеличить на 41% до $220 млн.

Компания "Копейка" (16 магазинов с оборотом $60 млн по итогам 2000 г.), по словам ее генерального директора Александра Самонова, инвестирует в развитие в течение года $30 млн собственных и заемных средств. За счет этих вложений количество магазинов в сети и объем продаж должны быть удвоены. В апреле компания открывает первый магазин нового, более крупного формата.

Сеть дискаунтеров "Дикси", принадлежащая компании "Юнилэнд", анонсировала планы по открытию в дополнение к 13 работающим магазинам еще 35 (из них 15 - в Подмосковье и порядка 20 - в Москве). Оборот компании должен увеличиться с $20 млн (в прошлом году) до $60 - 80 млн. Как сообщил "Ведомостям" генеральный директор сети Томс Берзинь, первый подмосковный магазин будет открыт 3 апреля в Подольске. Объем годовых инвестиций в развитие бизнеса он оценивает в $10 млн.

У сетей, не вошедших в РРА, также большие планы. "Седьмой континент", по словам его генерального директора Владимира Карнаухова, планирует открыть в 2001 г. 10 новых супермаркетов. Первые из них - в августе. В ближайший вторник компания намерена публично заявить о планах своего роста. Сейчас у компании 15 магазинов, оборот в 2000 г. составил чуть менее $130 млн.

Сеть универмагов "Продмак", которой 1 апреля исполняется год, также надеется серьезно расшириться. К 12 магазинам компания хочет добавить по меньшей мере десяток, сообщил "Ведомостям" директор компании по маркетингу Дмитрий Озолин. Оборот сети, по его словам, в прошлом году приблизился к аналогичному показателю "Копейки".

Участники рынка говорят также, что 5 - 7 новых сетей с количеством магазинов до 10 готовы выйти на рынок в этом году. По словам исполнительного директора Национальной торговой ассоциации Антона Лаптева, открыть магазины в Москве собирается питерская сеть "Пятерочка", а также несколько организаций, финансируемых нефтяными компаниями.

Генеральный директор "Седьмого континента" объясняет необходимость в расширении тем, что "до прихода западных сетей надо успеть основательно застолбиться на этом рынке". С ним согласен Озолин: "Перед приходом иностранцев все стараются развиваться или объединяться, чтобы не потерять свой бизнес".

Однако компаниям может оказаться не так-то просто воплотить в жизнь свои планы по расширению бизнеса. Озолин отметил, что в столице складывается парадоксальная ситуация: при том, что насыщенность торговыми сетями низка по сравнению со странами Европы, многие компании сталкиваются со сложностями при подборе земельного участка или помещения под магазин. Одна из декларируемых задач РРА, кстати, - договориться о схеме размещения магазинов в столице. "Сейчас, когда "Копейка" может открыться в 100 метрах от "Перекрестка", это не очень хорошо", - говорит Косьяненко.

По мнению руководителя российских программ Европейского торгового института Олега Войцеховского, компаниям будет и технически нелегко реализовать заявленные планы. "При уровне логистики наших сетей максимальным темпом может быть открытие трех магазинов за два месяца", - считает он.

ПРОФИЛАКТИКА ПОСТАВЩИКОВ.

Вчера участники Российского розничного альянса (РРА) рассказали о целях своего объединения и планах по совместной деятельности.

Председатель РРА, генеральный директор "Перекрестка" Александр Косьяненко признал, что катализатором объединения стали проблемы с поставщиками, возникшие в последнее время у сетей. "Многие поставщики находятся в монопольном положении, и нам будет легче с ними разговаривать, если мы объединим свои объемы продаж", - считает он. По словам участника РРА президента компании "Юнилэнд" Олега Леонова, конкретный механизм взаимодействия альянса с поставщиками будет выработан в течение месяца. Тем не менее Косьяненко сообщил, что у компаний уже есть черный список поставщиков, отказавшись, однако приводить конкретные названия. "Мы будем вести с ними профилактическую работу", - сказал глава РРА.

По словам Косьяненко, его сеть за январь - февраль отказалась от работы с 15 поставщиками, в числе которых Wimm-Bill-Dann. Александр Самонов, генеральный директор "Копейки", заявил, что компания прекратила работать, например, с Останкинским молочным комбинатом и производителем вод "Ранова". Проблемы у сети были, например, с "Большевиком", "Рот Фронтом" и "Балтикой".

Александр Шевченко, генеральный директор Останкинского молочного комбината, подтвердил "Ведомостям", что его компания больше не работает с "Копейкой". "Жизнь продолжается, магазины должны заниматься своим бизнесом, мы - своим. Придется нам подстраиваться", - говорит Шевченко.