Новая Александрия


АЛЕКСАНДРИЯ - Все давно привыкли считать, что древний порт Александрия, интеллектуальная столица эллинистического Египта с ее библиотекой, маяком и роскошной архитектурой, существует только в учебниках истории. Между тем это уже не совсем так. Нынешний мэр города, три года назад приступив к реконструкции древних "ворот на Запад", уже начал возвращать городу прежнюю привлекательность.

Проект привлек инвестиции на десятки миллиардов долларов. Сейчас ведется реставрация городской набережной и отелей, построенных в начале XX в. В прибрежном районе прокладывается волоконно-оптическая линия связи. Свалки и окрестности пристани превращаются в парки и места развлечений для туристов.

Примечательно, что мэр города Мохаммед Абдель Салам аль-Махгуб открыто привлекает для работ израильские компании, в то время как во всем арабском мире на сотрудничество с ними наложено жесткое табу. В этом году мэр торжественно откроет новую Александрийскую библиотеку, расположенную неподалеку от места, где стояла ее знаменитая предшественница, воздвигнутая в III в. до н. э. Кроме того, Махгуб законодательно запретил автомобилистам подавать без надобности звуковые сигналы, в результате чего на улицах города стало заметно тише.

Махгуб видит свою цель в возрождении города, некогда знаменитого Фаросским маяком, одним из семи чудес света. В ближайшие годы мэр намерен сконцентрировать на подчиненной ему территории 85% всего нефтяного бизнеса страны. В его планы входит также приватизация водоснабжения и переработки отходов, широкое привлечение туристов (их приток за время пребывания Махгуба на посту мэра вырос в шесть раз). Александрийский порт будет преобразован в систему гаваней и торговый центр. Главным же остается проект создания библиотеки стоимостью $200 млн - ее фонды объединят 8 млн книг и тысячи рукописей.

"Мы призываем инвесторов вкладывать деньги в наш проект и зарабатывать вместе с нами, - заявил Махгуб. - Мы учитываем все интересы инвесторов и стараемся максимально их удовлетворять".

Впрочем, на Ближнем Востоке подобные речи зачастую стоят немногого: правители нередко объявляют об амбициозных планах модернизации или приватизации, которые затем оборачиваются жалкими полумерами и коррупцией.

Махгуб старается подкреплять свои слова делами. Он определил три промышленные зоны, в которых инвесторам предлагается покупать землю с рассрочкой платежа на несколько лет. Когда одна индийская химическая компания выразила желание расширить свое производство полимеров, мэр Александрии предложил ей налоговые льготы сроком на 10 лет, хотя ему потребовалось не меньше месяца на урегулирование вопроса с Каиром. Благодаря двум 650-мегаваттным электростанциям, построенным компанией Bechtel International, электроэнергия в регионе дешева, ее хватает и на развитие производства, и на экспорт.

Когда энергетический концерн, одним из владельцев которого является израильская компания, попросил разрешения построить завод в Александрии, Махгуб добился положительного решения вопроса, несмотря на возмущение арабской общественности. Впоследствии он способствовал расширению производственных мощностей этого концерна, хотя в тот период арабо-израильские экономические отношения были крайне натянутыми из-за вспышек насилия в Палестине. "Население в меня верит, - утверждает Махгуб. - Мы стремимся к миру и считаем, что можем достичь его совместными усилиями".

Мэр, ранее занимавший пост заместителя начальника разведслужбы Египта, избегает шумихи вокруг своей персоны, однако широко использует для привлечения инвесторов как дипломатические, так и торговые круги. Махгуб часто появляется без охраны на улицах Александрии, заводя беседы с владельцами магазинов и рабочими на стройках. Каждый вторник в офисе мэра проводится день открытых дверей - принимаются предложения и жалобы всех желающих. "Махгуб сделал для нас больше, чем Насер, Садат или Мубарак, - считает таксист Ибрагим Ахмед Хаммад Мохаммед. (WSJ, 9. 04. 2001).

НЕВЕСЕЛАЯ СТАТИСТИКА.

С 1989 по 1999 г. на долю Ближнего Востока и Северной Африки приходилось менее 1% всех прямых иностранных инвестиций, выделенных развивающимся странам. В этой сумме доля Египта составляла примерно 15%, что соответствовало всего 2% от ВВП страны.