Ящур на рынке кожи


Две не связанные между собой эпидемии, коровье бешенство и ящур, возможно, нанесут удар по очередной группе потребителей. На этот раз могут пострадать любители курток, обуви и сумок из натуральной кожи. Все эти вещи традиционно изготавливаются из коровьих шкур. Из-за массового истребления скота в Европе истощается и этот ресурс. В России, которая является в последние годы одним из поставщиков сырья для европейских кожзаводов, цены растут вслед за европейскими, несмотря на отсутствие ящура.

Европа - крупный поставщик шкур на мировом рынке. В 1998 г. на ее долю приходилось почти 17% используемого в мире сырья для кожевенной промышленности. Однако сейчас европейская мясная промышленность вдвое сократила забой коров. Отчасти это объясняется падением спроса на мясные продукты из-за распространения ящура и коровьего бешенства, официально именуемого губчатой энцефалопатией крупного рогатого скота (BSE). В результате сократилась и выделка половины шкур, идущих на рынок как побочный продукт мясной промышленности. Отчасти тем, что широко практикуемое сожжение забитых животных предполагает уничтожение всей туши целиком, включая кожу, чтобы предотвратить распространение другой исключительно опасной болезни - ящура.

Производители кожи оказались в столь затруднительном положении именно в тот момент, когда спрос на их продукцию в мире резко повысился. В США, например, объем продаж кожаной одежды в прошлом году увеличился на 71% до $4,2 млрд. На пике моды - кожаные рубашки, куртки, брюки и сапоги до колена. По прогнозам, эта мода сохранится и в следующем сезоне. В мире также отмечается некоторое повышение спроса на кожаные изделия. По свидетельству производителей автомобилей, все больше покупателей заказывает кожаную обивку салона. Это относится даже к людям, покупающим дешевые модели. Кожаная обивка приобрела популярность и в мебельной индустрии. Примерно 20% предметов мебели сегодня имеют кожаные элементы. Для сравнения - в середине 1980-х гг. эта цифра составляла 5%.

В результате уже сейчас продавцы в Европе повышают цены на кожаные изделия из других регионов, например из Соединенных Штатов и Бразилии. Цены на сыромятную кожу с 1 января повысились на 10 - 15%. На некоторые виды кожи цена за истекший год поднялась на 40%. Закупочная цена за шкуру, превышающая $80, составляет половину стоимости всего процесса превращения сырой шкуры в выделанную кожу.

Wilsons The Leather Experts - крупнейшая в США сеть розничной торговли кожаными изделиями, продавшая в прошлом году 4 млн единиц товара. Генеральный директор и председатель совета директоров Джоэл Уоллер говорит, что никогда не видел ничего подобного: нынешний кризис по своим последствиям превосходит все случившееся за те 30 лет, что он работает в индустрии.

Однако, чтобы изменение ситуации почувствовали потребители, требуется время. Пока производители одежды, обуви и аксессуаров используют старые запасы сырья, а торговцы распродают последние остатки кожаной одежды, обуви и аксессуаров по старым, "доящурным" ценам. В московских магазинах, например, говорят, что поставщики готовых изделий еще не поднимали цены. Однако аналитики с уверенностью прогнозируют, что розничные цены на кожаные изделия неизбежно поднимутся. "Когда возникают такого рода перебои, это все равно что ОПЕК прекратила бы поставки нефти. Пройдет немного времени - и потребитель почувствует это, когда подъедет к бензоколонке", - говорит Чарли Майерс, президент торговой ассоциации представителей кожаной промышленности Америки.

Изменения уже начали чувствовать и российские кожевники. По данным Российского союза кожевников (РСК), с начала года цены на российское кожсырье выросли на 60%, а на готовые кожи отечественного производства - на 20%. Экспортеры уже проявили повышенный интерес к российским кожаному сырью и полуфабрикатам. "Появилось очень много новых клиентов, которые берут у нас образцы, ведутся переговоры", - говорит Юрий Литвинов, заместитель гендиректора рязанского завода "Русская кожа". Происходящее было хорошо заметно на мартовской отраслевой выставке. "Предприятия не знали, какие цены выставлять на готовую кожу, потому что цены росли каждодневно, как после дефолта", - говорит Александра Андрунакиевич, исполнительный директор РСК. (Использованы материалы WSJ.)