Из тени в свет?


Правительство потихоньку снижает налоговое бремя. Возможность привлечения инвестиций напрямую увязана с прозрачностью и репутацией бизнеса. Эти два условия заставляют предпринимателя все чаще задавать себе вопрос: что выгоднее - по-прежнему оставаться в тени или все же выходить на свет божий.

По данным Госкомстата, доля теневого сектора в торговле достигает 61% добавленной стоимости, на транспорте - 20%, в строительстве - около 13%. В среднем в российской промышленности на долю теневой экономики приходится чуть менее 8% добавленной стоимости. За...

"Как сказал мне один предприниматель, прошло 10 лет, наворовались уже, надоело, - говорит Олег Вьюгин, управляющий вице-президент и главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог". - Очень многие предприниматели хотят легализовать свой бизнес. Многие хотят жить спокойно. Есть такое психологическое явление". Прямо противоположное мнение сформулировал директор и совладелец одной успешной питерской компании: "В России невозможно работать открыто". Этот бизнесмен боится городских чиновников, налоговой инспекции, мошенников, агрессивных конкурентов и прочих акул, которые сразу приплывают отовсюду, как только в их поле зрения попадает успешно работающая компания. Причина подобных страхов, как правило, в том, что часть доходов выведена из-под налогообложения, а надежной "крыши", защищающей от претензий соответствующих органов, компания не имеет. И тем не менее предприниматель признает, что минусы закрытости тормозят развитие его бизнеса. Он, например, никак не может выйти на связь с крупными иностранными инвесторами, хотя у его компании есть что предложить им. Он искренне удивляется, почему иностранцы никак не отвечают на многочисленные обращения, и пока не осознает, что инвесторам не нравится отсутствие у его фирмы хорошей репутации. Но, находясь в тени, фирма не может ее заработать.

"Закрытость часто становится психологическим комплексом ее руководителя и сотрудников, - говорит Дмитрий Сироткин, заместитель генерального директора исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ". - Он проявляется в следующем поведении: не высовываемся, боимся, сами начинаем запутываться в двойном, тройном и т. д. учете, не информируем персонал о реальных итогах работы предприятия. Вследствие наличия теневого оборота возникает сложность в привлечении инвестиций стратегического инвестора или банковских кредитов".

"Оптимизируя" выплату налогов, компания нередко попадает в зависимость от фирм и людей, обеспечивающих схемы ухода от налогов. В организации возникают возможности финансовых злоупотреблений и проблемы с привлечением квалифицированного персонала. "Удовольствие не платить налоги тоже чего-то стоит, - говорит консультант компании "Бизнес Консалтинг Груп" Заур Унароков. - Ведение двойной бухгалтерии связано с дополнительными затратами компании на зарплату бухгалтеров, оргтехнику, программное обеспечение. Добавим издержки на заработную плату высококвалифицированных и столь же высоко оплачиваемых юристов, финансовых аналитиков, разного рода консультантов и затраты на приобретение или регистрацию различных фирм-однодневок, "фонарей", с помощью которых, как правило, реализуется большая часть схем ухода от налогов".... и против.

Но что будет с компанией, которая прямо сейчас выйдет из тени серых схем на налоговый свет? Уже почти четыре месяца наша страна живет с новыми, как говорят правительственные чиновники, либерализованными налогами, но улучшение положения пока что почувствовали лишь те компании, которые уже давно работают в открытую и платят все, что положено. Несложно догадаться, что в основном это иностранные фирмы или СП. Для подавляющего большинства российских компаний лучше пока не стало. "Самая большая проблема для бизнеса - социальные налоги остались практически на том же уровне, - говорит известный московский бизнесмен, глава крупной российской торгово-производственной компании. - Это душит производство. Приходится, как всегда, применять различные схемы для их минимизации".

Кроме прочего российские компании просто боятся открывать свои доходы. "Они думают, что, если выйдут из тени и откроют свои доходы и доходы сотрудников, у них возникнут проблемы с налоговыми органами из-за предыдущих лет работы в тени", - говорит Тим Карти, старший менеджер отдела консультаций по работе с кадровыми ресурсами компании Arthur Andersen. Платить налоги по-прежнему невыгодно и даже разрушительно для бизнеса. "Может быть, платить налоги и не смертельно для компании, но это, к сожалению, снижает конкурентоспособность. В тех компаниях, которые уходят от налогов, и зарплаты повыше, и они могут делать инвестиции, - говорит Олег Вьюгин из компании "Тройка Диалог". - Если кто-то находится в условиях жесткой конкуренции, то он вынужден "оптимизировать" свои налоговые выплаты, подобно конкурентам, иначе он вылетит с рынка". Нередко российские фирмы не могут пойти на резкое увеличение затрат в расчете на получение дополнительных доходов в перспективе. У них нет на это средств. А был ли мальчик? По мнению налоговых специалистов, с 1 января 2001 г. произошло, собственно, два положительных изменения: подоходный налог уменьшился до 13% и налоги с оборота упали с 4% до 1%. Но предприниматели относятся к этим улучшениям скептически.

"Нам стало не легче, а гораздо сложнее, - говорит генеральный директор московского отделения туристической фирмы Tez Tour Ярослав Осколков. - Раньше с нас вообще не брали НДС, так как услуги наши предоставляются за границей, а теперь берут этот НДС с прибыли в России. Поэтому и налоговое бремя выше, и оборот бумаг значительно увеличился". Представители туристического бизнеса опять вынуждены изобретать обходные пути. В одной из фирм прямо в офисе открыли операционную кассу банка. Теперь клиенты сразу переводят деньги в оплату тура за границу через этот банк, таким образом снимая с турфирмы обязательство платить НДС. "Говорят, что уменьшились налоги с оборота. Да, они упали с 4% до 1%. Но при этом налог с продаж (по сути это тоже налог с оборота) вырос до 5%, - говорит президент концерна "Панинтер" Александр Паникин. - Хоть этот налог и идет в регионы, но нам-то что от этого? " По словам Анатолия Юшина, управляющего партнера юридической фирмы I.S.T. Legal, обслуживающей как российские, так и иностранные компании, снижение налогов с оборота (налог на использование дорог снижен до 1% от оборота, а налог на содержание жилфонда отменен) положительно сказывается на производственных, обрабатывающих неторговых предприятиях, которые получают небольшие прибыли при дорогостоящих процессах производства. Однако, например, в турбизнесе, где в обороте находятся очень большие средства, а прибыль около 1 - 2% от оборота, никакого улучшения нет. Что же касается единого социального налога, то и предприниматели, и специалисты по налогам отмечают, что его изменение практически ничего не принесло. "Налог снизился чисто символически. Это больше косметическая мера, - говорит Анатолий Юшин. - А документооборот даже вырос. Если раньше нужно было платить соцналоги в четыре разных ведомства, но не нужно было отчитываться перед налоговыми органами, то теперь соцналог собирается в налоговой инспекции и при этом еще, как прежде, нужно относить бумаги во все социальные фонды, кроме Фонда занятости". Как выманить бизнес из тени? Какие изменения в налоговом законодательстве нужны бизнесу? Обобщая сказанное предпринимателями, можно выделить несколько основных условий.

Необходима налоговая амнистия. Поверив, что их не будут преследовать за прошлые грехи, компании будут охотнее открывать свои реальные доходы. Необходимо значительное снижение социального налога. Для многих компаний полная уплата этого налога означает если и не мгновенную смерть, то постепенное умирание бизнеса. Должен быть снижен НДС. Этим вопросом уже сейчас занимается правительство - рассматривается вариант, при котором, рассчитывая НДС, можно будет списывать с налогооблагаемой базы затраты на ведение бизнеса. Интересно, что во многих развитых странах (например, в Германии, Швеции) НДС не превышает 13 - 15%. По мнению специалистов, многие компании вздохнули бы свободнее, если бы были отменены любые налоги с оборота. Во многих производственных предприятиях и компаниях, работающих в сфере услуг, оборот значительно превышает размеры прибыли. Для них этот налог губителен. Необходимо значительно упростить бюрократические процедуры по уплате налогов. Зачем чинить дополнительные препятствия тем, кто хочет честно платить деньги государству?