Оправданны ли особые условия участия Сбербанка в гарантировании банковских вкладов?


Написанная в Минэкономразвития концепция гарантирования банковских вкладов граждан предполагает создание страхового фонда, в который будут делать взносы и государство, и банки. Однако Сбербанк не будет делать отчисления в течение особого переходного периода, пока другие банки не наберут достаточного веса.

Условия оправданны. Во-первых, коммерческие банки вносят небольшую часть депозитов - 0,15% от частных вкладов, и у мелких банков появится соблазн вести более рискованную политику. При существующей монополии Сбербанка на рынке и уравнительной системе взносов очень вероятно, что за рискованную политику, проводимую банками, будет расплачиваться Сбербанк. Во-вторых, участие Сбербанка предполагало бы отмену государственных гарантий на депозиты частных лиц. Эта мера не является своевременной, по крайней мере до тех пор, пока коммерческий сегмент банковского сектора не достигнет сопоставимых со Сбербанком размеров.

Андрей Иванов

Подобные условия Сбербанка в гарантировании банковских вкладов неоправданны, поскольку они сохраняют исключительное положение Сбербанка. Это попытка обмануть самих себя. Считаю, что можно выстроить надежную систему гарантирования вкладов, в которой Сбербанк должен занимать общее положение наравне со всеми. Для этого можно создать специальное подразделение. Фактически это положение снимает ответственность с Центробанка. Между тем если банк дошел до банкротства - это вина Центробанка, который неправильно осуществлял надзорную политику. Думаю, что система должна быть сквозной и Центробанк должен до конца играть свою роль.

Мартин Шаккум

Считаю, что оправданны. Хотим мы того или нет, но Сбербанк де-факто находится в особых условиях: и акционеры у него особые, и монополист он кругом особый, и эмиссии у него особые, и история у него особая, и отношение к нему особое... Так что, пока не вырастут у него достойные конкуренты, так и будет Сбербанк везде особым.

Андрей Гальперин

Постепенное введение Сбербанка в систему гарантирования вкладов является в целом разумным шагом. Действительно, единомоментное введение Сбербанка с более чем 75% взносов несколько исказило бы модели системы гарантирования. С другой стороны, важным моментом является обеспечение равноконкурентных условий для участников рынка. До сих пор Сберегательный банк находится в нерыночных условиях. Одна из идей состояла в том, что Сбербанк начнет отчисления на отдельный счет в ЦБ, не объединенный с фондом гарантирования. При этом возрастание ставки будет поэтапным. Это было бы разумным шагом. В противном случае нерыночные привилегии будут сохранены и перейдут из плоскости государственного гарантирования в неравные тарифные условия. Не менее важным в этой связи является вопрос о введении дифференциации величины взносов коммерческих банков в зависимости от их финансового состояния.

Сергей Леонтьев

Условия, при которых на первоначальном этапе Сбербанк не будет делать отчисления в гарантийную систему, вполне оправданны с экономической точки зрения. В настоящий момент в банке сконцентрировано 75% общего объема депозитов частных лиц, которые уже гарантированы государством. Осуществляя гарантийные взносы, Сбербанк фактически будет гарантировать сохранность депозитов в других банках. И, соответственно, при дефолте одного Сбербанка остальные банки будут вынуждены передать весь страховой фонд на покрытие депозитов Сбербанка. До того момента, когда размер депозитов частных лиц в коммерческих банках станет сопоставимым с депозитами в Сбербанке, участие последнего в системе гарантирования вкладов нецелесообразно.

Владислав Метнев

Сбербанк ни в коем случае нельзя включать в систему гарантирования - по крайней мере в одно время с остальными банками - по чисто техническим соображениям. Такой огромный банк, который больше всех остальных на рынке частных вкладов в несколько раз, невозможно страховать в общем потоке с остальными. В его пассивах несравненно большую долю занимают вклады частных лиц, чем в других банках, и поэтому, если будут действовать такие же правила отчисления, как в других банках, эти отчисления будут гораздо большими, чем у других банков с очевидно негативными результатами для всей экономики. По-видимому, эти принципы будут внедряться в основной закон.

Павел Медведев

Павел Медведев