Амазонка входит в моду


Всю свою жизнь Энрике Бастос считал кокосы проклятьем: ими зарос весь остров Марахо в дельте Амазонки, но посредники платили ему за орехи сущие гроши. Многие его друзья давно бросили свои фермы и переселились в города. Но затем компания DaimlerChrysler выступила с потрясающим известием: оказывается, волокна кокосов, обычно шедшие на выброс, можно добавлять в каучуковую смесь, которая используется в изготовлении автомобильных сидений, подголовников и солнцезащитных козырьков. Теперь Энрике вступил в новый кооператив обработчиков кокосового волокна, служащего сырьем для фабрики, выстроенной DaimlerChrysler совместно с бразильским правительством. Помимо DaimlerChrysler, стремящейся разрабатывать биоорганические заменители синтетических материалов, другие компании стараются пропагандировать охрану окружающей среды, одновременно эксплуатируя нарождающуюся на потребительском рынке моду на все "зеленое". Дамские сумочки Amazonia дизайнерской фирмы Hermes сделаны из латекса, извлеченного традиционными охотниками за каучуком. Губная помада фирмы Aveda, входящей в группу Estee Lauder, содержит красный пигмент кустарника уруку, выращиваемого индейцами яванава.

Эти компании утверждают, что такие программы не обязательно нацелены на получение прибыли - скорее, они призваны завоевать растущий рынок экологически чистой продукции. Коммерческая отдача скорее всего пойдет от одного названия - Амазонка. "У него магический смысл, - считает венчурный капиталист из Сан-Пауло Джон Форгэш, инвестирующий в экологически настроенные компании. - Оно может стать такой же мощной торговой маркой, как Coca-Cola".

Корпорация DaimlerChrysler впервые заинтересовалась Амазонией в 1992 г., когда вложила $1,4 млн в исследование коммерческого применения кокосового волокна, масла и каучука. Успех на острове Марахо убедил автомобильную компанию приобрести за $2,5 млн оборудование для второго завода по обработке волокна, из которого производятся детали интерьера для "Мерседесов". Когда завод достигнет в 2003 г. плановой мощности 80 т в месяц, он будет потреблять волокно, собранное на 3000 маленьких фермерских хозяйств. Интерес к продукции из кокосов также проявили Honda Motor и Volkswagen. В западном бразильском штате Акро традиционных сборщиков каучука переучивают собирать сырье таким образом, чтобы латекс превращался в "растительную кожу", используемую для производства сумочек и одежды. Этот способ был открыт бразильским бизнесменом и основателем Зеленой партии Жоао Аугусто Фортесом, в 1992 г. заметившим, что сборщики каучука носят свои инструменты в мешочках из латекса. Так была разработана искусственная кожа на каучуковой основе. После того как Фортес и дизайнер Биа Салданха создали линию дамских сумочек, ее заказала компания Hermes, и теперь коллекционные предметы Amazonia продаются по $1000. Этот проект в настоящее время охватывает 220 семей, и добыча сырья для искусственной кожи приносит в 10 раз больше прибыли, чем каучук. (WSJ, 3. 05. 2001)