Последняя реформа ОПК


Судя по отдельным заявлениям и действиям правительства, основным направлением реформирования оборонно-промышленного комплекса выбран путь создания интегрированных структур. Часто предприятию в ультимативной форме предлагают вступить в объединение: "Не вступите - не будет оборонного заказа". При этом провозглашается цель - повышение конкурентоспособности на мировых рынках, восстановление связей с военной наукой, сокращение затрат. Но приведут ли интеграция и жесткая централизация к росту конкурентоспособности сектора - мягко говоря, далеко не очевидно.

Во-первых, многие предприятия ОПК уже давно успешно диверсифицировались и не ориентированы исключительно на военную продукцию. Объединять эти жизнеспособные бизнесы в новые структуры под задачи ОПК, механически сортируя госпакеты, - значит убивать созданные в тяжелейших условиях точки роста.

Во-вторых, реализуя задачу сэкономить за счет устранения внутренней конкуренции, легко получить обратный эффект по принципу "скупой платит дважды". Внутренняя конкуренция вынуждает компании меньше рассчитывать на протекционизм и бюджетное финансирование и искать более конструктивные формы господдержки (помощь в освоении внешних рынков, инвестиции в научные исследования и образовательные структуры). Это путь конъюнктурно более трудный, но в стратегическом плане - выигрышный.

В-третьих, в России формирование холдингов по инициативе государства, как правило, начинается с распределения долей и определения оргструктуры. Анализ сильных и слабых сторон предприятий, разработка стратегии развития объединения, выбор адекватной модели, а также разработка принципов и механизмов управления объединением часто остаются за рамками рассмотрения. В результате создаются структуры, не имеющие долгосрочной стратегии и зависимые от отдельных экспортных контрактов, а порой и от отдельных людей.

В-четвертых, опыт реформирования оборонного сектора в США, Европе и Японии показывает, что жестко управляемые из центра структуры, как правило, проигрывают распределенным системам в динамических способностях.

Процессы интеграции помимо преимуществ имеют массу негативных эффектов. Побочным эффектом будет замедление передачи активов ОПК в коммерческий сектор, обособленность от других отраслей, снижение темпов внедрения инноваций. Именно это произошло в США, где в свое время под давлением социальных и политических факторов было принято решение о финансировании ненужных оборонных программ.

Государство не может наращивать конкурентные преимущества. Это дело предприятий. Роль государства - создавать благоприятную для этого среду.

Изобретение велосипеда не требуется. Необходимо использовать классические принципы стратегического управления. Четко очертить кластеры, сложившиеся на основе предприятий ОПК, и описать основные тенденции их развития. Создавать интегрированные объединения следует только в соответствии с принципами, принятыми в современной практике управления.

Реализовать вышесказанное невозможно без открытого диалога и привлечения лучших специалистов со знанием специфики ОПК. Такую работу, например, можно было бы организовать на базе Центра Грефа или других независимых исследовательских структур, тем самым снизив риск лоббирования отдельных узконаправленных интересов.

Если не придать реформам ОПК импульс осмысленности и системности, массовая интеграция вообще может стать последней реформой ОПК в России.

Автор - старший партнер компании "Про-инвест Консалтинг"