Турция может перейти на евро


ФЛОРЕНЦИЯ - Турция готова отказаться от своей многострадальной валюты и перейти на евро - причем не дожидаясь вступления в ЕС и не спрашивая ни у кого разрешения. С таким заявлением выступил министр экономики страны Кемаль Дервиш.

С начала разразившегося в феврале экономического кризиса лира подешевела уже на 43%. Сейчас 1 евро стоит примерно 1 млн лир, а инфляция в годовом исчислении составляет 60%. Переход на евро может быть удобен и в чисто практическом плане: это позволит избавиться от множества нулей и неудобных пачек денег. На подобный шаг в прошлом году пошел Эквадор, отказавшийся от своей валюты в пользу доллара США.

Выступая в Европейском университете во Флоренции, Дервиш отметил, что переход на евро будет возможен, если через пять лет Турция сможет добиться низкой инфляции, а также выполнит все остальные условия, необходимые для вступления в ЕС. В этом случае он "не исключил возможности принятия решения о привязке лиры к евро или о переходе на евро, не испрашивая разрешения у Европейского союза". Турция может решить, "что она сыта плавающим валютным курсом" и "ничего не имеет против" отказа от права печатать деньги. По мнению Дервиша, который до назначения министром экономики 22 года проработал во Всемирном банке, введение евро в качестве национальной валюты, равносильное введению фиксированного валютного курса, должно обеспечить стабильность денежной системы. Выбор пал на евро, а не на доллар, поскольку "65% всех внешних финансовых операций, включая торговлю, туризм и денежные переводы граждан, работающих за границей", совершаются со странами ЕС.

Дервиш также полагает, что Турции, которая не раз пыталась установить сроки начала итоговых переговоров о вступлении в ЕС, "не стоит слишком беспокоиться о том, когда это произойдет". "Мы не должны зацикливаться на этом, - сказал он. - Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы модернизировать нашу экономику и социальную систему и максимально адаптировать нашу судебную систему [к системе ЕС]". Активизация экономических реформ позволит Турции не только получить средства, необходимые для разрешения социальных проблем, но и добиться соответствия политическим критериям для вступления в ЕС. Пока же политические конфликты грозят подорвать усилия правительства по выводу страны из кризиса. С 15 мая, когда МВФ принял решение о предоставлении Турции финансовой помощи, рыночные процентные ставки выросли с 70% до 90%. В попытке восстановить доверие рынков в конце прошлой недели премьер-министр Бюлент Эджевит отправил в отставку министра приватизации Юксела Ялову, выходца из табачного региона, выступавшего против закона о сокращении субсидий 600 000 фермерам, выращивающим табак. Принятие этого закона является одним из шести условий для выделения МВФ в июне первого транша кредитов в размере $1,6 млрд. Ни одно из этих условий пока не выполнено. Борьба вокруг "табачного" закона является одним из проявлений патронажа, глубоко укоренившегося в политической системе Турции и серьезно беспокоящего инвесторов. (FT, 4. 06. 2001)