Модельеры строят дворцы продаж


В этом году Патрицио Бертелли, глава империи Prada, потратил несколько десятков миллионов долларов на строительство одного за другим нескольких шикарных магазинов. В новых заведениях Prada будут продаваться модели, разработанные супругой 54-летнего Бертелли - дизайнером Мьюччей Прада.

Компания Prada, равно как и ее главные конкуренты на международном рынке высокой моды, не жалеют денег на возведение самых настоящих дворцов в самых что ни на есть престижных кварталах мировых столиц. Дома моды вроде Gucci Group, LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton или Hermes International пускают на это дело десятки миллионов долларов. Между тем лопнувший пузырь Интернет-индустрии может порядком сократить количество желающих отовариться в новых супербутиках.

Сейчас Prada строит один такой "магазинчик" в Манхэттене. Его площадь более 2000 кв. м. Этот гигант (уже пятый магазин компании в Нью-Йорке) откроется осенью нынешнего года. Примерочные кабинки магазина будут оснащены видеокамерами (не для того, о чем вы подумали, а чтобы клиент мог рассмотреть себя со всех сторон) и компьютерами (умная машина поможет вам подобрать нужный аксессуар к приобретаемой одежде). Более того, после нажатия кнопки внешняя стена кабинки становится прозрачной, так что ваши друзья смогут увидеть, как на вас сидит новенькое бикини.

Магазин в Манхэттене новейший из серии подобных суперсовременных торговых центров (в компании они получили название эпицентров), построенных Prada в разных городах мира, среди которых Токио, Сан-Франциско и Беверли-Хиллз. "Эти магазины просто произведения искусства, - говорит Бертелли, а на вопрос о стоимости всего комплекса отвечает кратко: - Это стоит столько, сколько и должно стоить".

Некоторые эксперты считают, что непомерные затраты на сооружение собственных магазинов розничной торговли можно считать затратами на рекламу. "Это правильная стратегия, - говорит Доменико Де Соле, генеральный директор Gucci. - Контроль за дистрибьюцией своей продукции - это цена, которую так или иначе приходится платить тем, кто хочет продавать шикарные брэнды. Такой товар нуждается в правильной подаче".

Есть, однако, и скептики, не склонные видеть преимуществ нового строительного бума. "Никто не станет спорить, что, если объем продаж дизайнерских компаний будет падать, они понесут гораздо более серьезные убытки, чем прежде", - говорит Джон Уэйкли, аналитик из лондонского банка Lehman Brothers.

Стоит ли говорить, что новопостроенные центры моды похожи друг на друга как близнецы-братья. "Если бы вас привезли в этот магазин с завязанными глазами, а потом сняли повязку, вы ни за что не смогли бы определить, в каком именно магазине и в какой стране вы находитесь, - говорит итальянский архитектор, принимавший участие в строительстве одного из самых крупных современных торговых центров. - Сегодня все они выглядят совершенно одинаково".

Как и положено всякой заразе, строительная лихорадка охватила даже компании, никогда ранее не помышлявшие о том, чтобы открыть собственный фирменный магазин. В сентябре компания Hickey Freeman, занимающаяся пошивом деловых костюмов по $1200 за штуку, открывает на Пятой авеню свой первый за 102-летнюю историю магазин. "Сегодня это вопрос выживания, - говорит президент компании Паулетт Гарафоло. - У нас просто не хватило бы денег на рекламную кампанию, способную обеспечить такой же эффективный промоушн, какой дает собственный магазин". (WSJ, 6. 08. 2001)