Гримасы Авроры


В Большом театре завершился первый тур IX Международного конкурса артистов балета и хореографов. Главная интрига уже раскрыта - подведены итоги конкурса хореографов, проводившегося впервые.

С первого тура случайно забредающие в зал непрофессионалы сбегают еще до антракта - без подготовки сложно выдержать пять одинаковых вариаций неведомой Одалиски из балета "Корсар" или наблюдать за тем, как в момент счастья искажается гримасой нескрываемого отчаянья лицо Принцессы Авроры из "Спящей красавицы" (девушка сорвалась с золотоемких пируэтов). Первый тур - это развлечение для профессионалов, высчитывающих градусы, углы и траектории. Четыре года, прошедшие со времени предыдущего конкурса, местная балетная общественность жила в предвкушении нынешнего. Несмотря на то что тот конкурс проходил вне стен Большого, а посреди второго тура прервалось его финансирование, он неожиданно продемонстрировал свою жизнеспособность: на сцене Театра оперетты выступало в три раза меньше участников, чем сейчас, но зато конкурс запомнился обилием неординарных танцовщиков - и объективностью жюри. Нынешний конкурс должен был стать декларацией возрождения мирового авторитета русской балетной школы. Для этого ему вновь предоставили сцену Большого театра и выделили около $800 000. Однако уже при жеребьевке радужные надежды стали таять - Москву игнорировали даже страны Восточной Европы. Потенциальных участников не соблазнил и солидный призовой фонд, составляющий $200 000. А от работы в жюри по разным причинам уклонились Клод Бесси, возглавляющая Школу танца парижской Оперы, американский хореограф Джон Тарас и недавно покинувшая пост ректора Московской академии хореографии Софья Головкина.

Международный конкурс, в котором из 153 участников 60 представляют регионы России, 14 - Казахстан, 12 - Украину и двое - Молдавию, возродил традиции всесоюзного. Единственное условие участия в конкурсе - $80 вступительного взноса. Поэтому на протяжении четырехдневного марафона, состоявшего из восьми просмотров, жюри и зрители наблюдали, как с большим трудом карабкались на кончики пуантов две американки, как теряли апломб, заблудившись в пространстве сцены, бесконечные знойные бразильянки, как в прыжке пытался отодрать одну ногу от другой турок.

Конкурс хореографов лишь удлинил пытку балетом. Здесь выяснилось: чтобы назваться хореографом, нужно просто отличать арабеск от аттитюда. Среди 53 претендентов преобладали педагоги и сами танцовщики. Хореографы-танцовщики "били на артистизм" - взмахами ног и волнами рук изображали бури чувств. Жюри продемонстрировало редкое благодушие: все премии балетмейстерского конкурса попали в надежные руки. Первую получил бесспорно лучший из представленных номеров - "Три грузинские песни". Для молдавских участников Надежды и Егора Щепачевых его поставил Раду Поклитару из Белоруссии. Второй премии удостоено "Пробуждение" москвича Сергея Боброва - тоже неоднократного лауреата балетмейстерских конкурсов в Москве и Киеве. Третья премия досталась за "Соло для двух стульев" румыну Эдварду Клугу, который был отмечен как лучший хореограф на конкурсе в Париже. В конкурсе исполнителей открытий пока тоже нет. Может получить золото в старшей группе 19-летний солист Киевского театра оперы и балета Леонид Сарафанов - он оказался единственным человеком, кого заботили не точность позиций после двойных туров в воздухе, а сам танец. Но для безусловного лидерства ему не хватает четко сформулированного имиджа. Пополнить свои коллекции медалей наверняка планируют в Москве представители старшей группы Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков из Большого театра, солисты Центральной балетной труппы Китая Ван Циминь и Хань По, представляющие петербургский Театр оперы и балета имени Мусоргского Оксана Кучерук и Роман Михалев, солистка Киевской оперы Надежда Гончар.