Новый худрук


Вчера официальное подтверждение получили разговоры о назначении главного дирижера Большого театра. После того как две недели назад Геннадий Рождественский хлопнул дверью главного театра страны, казалось, что на поиск его сменщика у министра культуры уйдет не один месяц. Но еще до закрытия юбилейного сезона стало известно, что в театр приходит главный дирижер оркестра "Русская филармония" Александр Ведерников. Правда, не в качестве генерального художественного директора, а всего лишь как руководитель оркестра Большого театра. Пресса, тщательно муссировавшая слухи о переговорах с Александром Лазаревым и Юрием Симоновым (оба уже побывали на посту главного дирижера Большого театра), явно недооценила министра культуры Михаила Швыдкого. На этот раз его решение носит явно нестандартный характер. Расставшись с "капризным" Рождественским, Швыдкой обратился к сравнительно молодому Александру Ведерникову. Ведерников на оперном поприще в России пока не известен. Кажется, до сих пор он был связан с оперой только через своего отца - знаменитого баса советских времен Александра Ведерникова-старшего. Правда, Ведерников-младший амбициозен, о чем свидетельствуют его успехи на менеджерском поприще. Сполна намучившись в роли приглашенного дирижера в федосеевском Большом симфоническом и светлановском Государственном симфоническом оркестрах, несколько лет назад Ведерников создал при телеканале ТВ-6 оркестр собственный - "Русская филармония". В качестве главы этого коллектива звезд с неба не хватал, но и в аутсайдерах тоже не числился. Самым громким проектом Ведерникова на этом посту стало исполнение написанного к 850-летию Москвы произведения Кшиштофа Пендерецкого. После отказа дирекции канала спонсировать "Русскую филармонию" Ведерников приложил немало сил к поискам средств существования, и в начале нынешнего года оркестр оказался под крылом московского правительства. На Западе он постоянно имеет контракты с оркестрами средней руки.

О приверженности дирижера определенной театральной эстетике пока приходится только догадываться. Возможно, семейные отношения, связывающие его с Большим театром прошлых лет, и послужили причиной его назначения. Но тогда Большой вновь ожидают одни лишь сладкие воспоминания о былом величии. Смущает и тот факт, что Ведерникову явно не отдают всех полномочий Рождественского. Его назначили приказом даже не министра, а директора театра Анатолия Иксанова. Как поступят в этом случае с Марком Эрмлером (он выполнял функции худрука оркестра) и станет ли Ведерников создателем художественной концепции, отвечающей требованиям времени, покажет будущее. Пока же только известно, что запланированная на следующий сезон постановка "Чародейки" Чайковского из-за ухода Рождественского отменена, а питерский режиссер Юрий Александров уже предложил свои идеи Мариинскому театру. Так что Ведерникову придется все начинать сначала.