Провал на рекламном рынке


ЛОНДОН - Нынешний год станет самым худшим для рекламной индустрии со времен рецессии начала 1990-х гг. Впервые за много лет рост на этом рынке будет отрицательным. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные вчера лондонской фирмой Zenith Media, одним из ведущих медиа-баинговых агентств мира.

Zenith Media во многом скорректировала свой достаточно оптимистичный прогноз двухмесячной давности. По данным, объявленным вчера, в этом году можно рассчитывать на рост рекламных расходов в номинальном выражении на 1,4%, что с учетом инфляции означает сокращение рынка на 1,4%. Не далее как в апреле Zenith Media предсказывала годовой рост на уровне 4,8%.

"Крах на рынке интернет-компаний, падение индексов фондовых рынков и снижение прибылей снизили уровень предпринимательской уверенности сильнее, чем мы ожидали раньше", - говорится в докладе Zenith Media. Прогноз развития этого рынка имеет большое значение, поскольку рекламный цикл обычно предшествует общеэкономическому циклу и уровень рекламных расходов, как правило, рассматривают как важный показатель, дающий представление об экономической тенденции.

Цифры, обнародованные на прошлой неделе, демонстрируют, что уровень потребительской уверенности пока достаточно высок по обе стороны океана. Однако, по данным Zenith Media, компании резко сокращают свои рекламные бюджеты, столкнувшись с падением прибылей, которое объясняется увеличением стоимости рабочей силы и повышением цен на электроэнергию, а также завершением технологического бума. Самое существенное замедление роста переживают Соединенные Штаты: по прогнозу Zenith Media, рекламные расходы в США сократятся в этом году на 2% (с учетом инфляции - на 5%).

"Трудно переоценить влияние США на рекламный рынок: на них приходится 43% общемировых рекламных расходов; в стране базируется большинство международных рекламных агентств. Поэтому происходящее на американском рекламном рынке отзовется повсюду", - предупреждает Zenith Media.

Еще одна страна, способная оказать значительное влияние на рекламный рынок, - Великобритания. В этом году рекламные расходы сократятся здесь на 0,5%. Большинство других рынков, скорее всего, будет расти, однако не такими темпами, как предполагалось ранее. Европейский рынок вырастет всего на 3,6% (в апреле Zenith Media предсказывала 5,9%). Пострадает и рынок телевизионной рекламы. Причина прежде всего в том, что компании сейчас начали реагировать на прошлогодний резкий скачок расценок на эфирное время. Газеты почувствуют спад в секторах, еще недавно переживавших бум: финансовом, компьютерно-технологическом, телекоммуникационном.

Замедление роста будет особенно болезненным для рекламных агентств и издательских компаний, поскольку нынешний спад последует сразу после невиданного прошлогоднего роста. 2000 г. был рекордным за последние 12 лет - рынок вырос на 10,8%. Впрочем, именно из-за этого ситуация и кажется такой мрачной, заявил представитель компании. На самом деле даже нынешний, самый неблагополучный прогноз не должен затмевать того факта, что рынок сегодня все равно больше, чем, скажем, два года назад. Рекламные расходы на мировом рынке в этом году будут на 12% выше, чем в 1999 г. (FT, 2. 07. 2001)