Машины теряют размер


ФРАНКФУРТ - Французская компания Peugeot Citroen и японская корпорация Toyota Motor решили объединить усилия для производства небольших автомобилей, где норма прибыли значительно ниже, чем в других секторах автомобильного рынка. В своем стремлении покорить рынок "малюток" Peugeot и Toyota вовсе не одиноки.

Тем же самым намерены заняться американская Ford Motor и японская Mazda Motor. Германская BMW занимается разработкой целого ряда новых моделей на базе собственного Mini, а DaimlerChrysler занята поисками новых возможностей усовершенствования растущего семейства машинок Smart.

В минувшую пятницу Peugeot и Toyota обнародовали совместный план создания к 2004 г. новой модели европейского автомобиля-малютки. Фактически речь идет о двух разновидностях одной модели. Компании собираются вместе разрабатывать проект небольшой машинки, однако каждая компания намерена выставить ее на рынок под своим именем. При этом отличаться маленькие автомобильчики будут главным образом внешне, так как компании решили начинить их как можно большим количеством одинаковых деталей.

Новый мини-автомобиль будет стоить меньше, чем самая дешевая из существующих сейчас моделей - Renault 106, цена которой составляет около $6800. Компании ставят себе целью выпускать в год по 300 000 таких автомобилей.

Несмотря на то что партнеры еще не решили, где они станут производить свою мини-машину, аналитики полагают, что, вероятнее всего, производство и маркетинг будут сконцентрированы в Восточной Европе, поскольку рабочая сила там значительно дешевле, чем на Западе.

Впрочем, пока разработчики пытаются перенастроить достаточно тонкие системы, руководители автомобильных компаний собираются ступить на еще более тернистый путь и придумать способ делать хорошие деньги на автомобилях, рыночная цена которых не дотягивает даже до $10 000. До сих пор показатели продаж мелких автомобилей не оправдывали надежд аналитиков, а нормы прибыли и сейчас можно в лучшем случае назвать небольшими.

Взять, например, 2,5-метровую модель Smart, которую производит DaimlerChrysler. Объемы продаж этого автомобиля, запущенного на рынок в 1998 г., оказались куда ниже, чем рассчитывали специалисты. Проект убыточен, хотя компания уверяет, что ситуация вот-вот поменяется.

Модель небольшого автомобиля под названием Ka производства корпорации Ford через пять лет после выхода на рынок едва окупает расходы, а при этом объемы продаж ее неуклонно снижаются. Появление новых участников на рынке, где и без них полно проблем, только осложнит ситуацию. "В этом секторе чрезвычайно жесткая конкуренция", - говорит Дэвид Терсфилд, президент европейского подразделения Ford.

Так что же привлекательного находят компании в производстве небольших автомобилей? Во-первых, несмотря на то что спрос на мелкие автомобили растет довольно умеренными темпами, он все же опережает спрос на модели средних размеров. При этом если раньше небольшие автомобили покупали прежде всего не очень состоятельные люди, которых привлекала низкая цена автомобиля и его обслуживания, то сегодня ситуация изменилась. "Мы видим, как на рынке мелких машин появляется новая категория покупателей, - рассказывает Терсфилд. - Это вполне состоятельные клиенты, у которых уже есть одна-две машины, а "малютки" они приобретают просто потому, что они им нравятся". Такие мини-автомобили легче парковать, их приятно водить, и состоятельные люди совсем не прочь переплачивать за такие выгодные для производителей атрибуты, как сиденья из натуральной кожи или спортивные колеса.

Во-вторых, европейские автомобильные компании обещали принять меры к снижению суммарного потребления бензина их автомобилями уже к 2008 г. С одной стороны, этого можно добиться путем усовершенствования топливной системы крупных автомобилей. С другой - можно просто продавать больше машин-малюток. (WSJ, 2. 07. 2001)