Торт, луна и женское тело


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Однажды Антону Попову, финансовому директору компании "Эко Феникс холдинг" и фотографу-любителю, предложили участвовать в фотоконкурсе, который одна мебельная компания организовала совместно с журналом Playboy. Задание состояло в том, чтобы совместить интерьер с эротикой. К тому времени Попов уже обзавелся некоторым опытом фотосъемки, но эротических сюжетов у него не было. И на отборочном этапе он представил фотографии с изображением... торта.

Среди взбитых сливок явственно вырисовываются чувственные формы, хотя на самом деле это всего лишь очищенный виноград, дольки персиков, абрикосов, обильно залитые желе. Так или иначе, с этими снимками Попов вышел в финал мебельно-эротического конкурса. "Некоторые мои фотографии друзья и знакомые считают эротичными, хотя в них и нет обнаженного тела", - рассказывает он, добавляя, что в мыслях ничего "такого" не держал, когда снимал цветы лимонного дерева, которое растет у него дома, или грибы. Как говорится, "каждый видит то, что ему хочется". Художественной фотографией Попов, физик-теоретик по образованию и финансист по жизни, начал заниматься два года назад, когда у него родился сын. Он купил хороший Canon с двумя сменными объективами. "До этого просто не было повода купить хорошую камеру, - вспоминает он. - Начинал снимать пейзажи, делал портреты сына". Потом в его фотообъектив стали попадать объекты живой и неживой природы, пока наконец он не попробовал сделать первые фотографии обнаженной натуры. "Вообще-то эротическая фотография - это довольно хлопотное дело, - признается Попов. - Вначале встал вопрос, где найти модель для съемок. Стал обзванивать модельные агентства, просматривал фотографии". Помог приятель, познакомивший с девушкой, которая заканчивала карьеру танцовщицы и начинала карьеру певицы. Именно ее фотографии Антон представил жюри. Конкурс он не выиграл, но процесс съемки обнаженной натуры ему понравился. Он вспоминает, что работа начиналась в восемь вечера и заканчивалась после часа ночи. Персонал и охрану магазина все происходящее очень смущало, а фотографа - нет. По словам Попова, он сумел абстрагироваться и воспринимать женское тело лишь как объект художественной съемки. "Очень важно найти то самое взаимопонимание, когда исчезает чувство неловкости с обеих сторон, - считает он. - Вначале я пытался работать с дочкой своей знакомой, но психологически это оказалось очень сложно, ничего не получилось. Я пробовал работать с несколькими моделями, но все время приходилось руководить: куда повернуть ногу, руку, голову. А моя последняя модель, из шоу-бизнеса, обладает каким-то чутьем и очень точно располагает свое тело в окружающем пространстве".

А еще из своего первого опыта создания эротической фотографии Антон сделал вывод, как трудно приходится модели: "Это тяжелейшая работа, когда надо по нескольку часов находиться под светом софитов и при этом мило улыбаться". Кстати, фотографии на конкурс помогала отбирать жена Антона. "Что здесь такого? Если с головой все в порядке, то человек относится к этому так же нормально, как к любому другому делу", - говорит он. Правда, дома у него висят исключительно пейзажи Финского залива, а любимые фотографии находятся в офисе. Однако остаются там недолго. Фотограф - финансовый директор расстается со своими работами легко - дарит их друзьям, а одну работу даже продал. "Зашел как-то ко мне в офис знакомый и увидел фотографию с изображением паука. Я снимал его ночью, подсвечивая паутину так, чтобы были видны мельчайшие детали. Он сразу предложил: давай - куплю. Ну я подсчитал себестоимость работы и продал. Получил свой первый заработок в качестве фотохудожника. Тоже приятно", - вспоминает Попов. Первое его участие в конкурсах фотографии было неудачным, но это не остановило его. "Пройдя через этот конкурс, я получил определенный опыт, - говорит он. - Организация любого процесса, в том числе и художественной съемки, должна быть профессиональной. Ну а по части организации и управления я считаю себя профи. Я понял, что надо было сконцентрировать внимание на двух интерьерах и больше времени уделить постановке, режиссуре кадра".

Как человек деловой и обстоятельный, Попов не поленился и поехал посмотреть на работы профессиональных фотохудожников. "Я понял, что проиграл по качеству режиссуры. Но у меня не было времени сидеть и думать над каждым кадром по часу. И потом, это совсем другое, чем когда ты снимаешь луну, грибы, цветы. Там природа - режиссер, а ты должен лишь поймать кадр в фотообъектив". Он вспоминает, как майской ночью несколько часов лежал на траве и ждал, когда полная луна, похожая на жемчужину, точно впишется в оправу из листьев и травы. Потом, когда он обработает пленку и сделает фотографии, кто-то скажет, что это сюрреалистические картины, а кто-то увидит на них прекрасную диадему с крупной жемчужиной, похожей на луну. Попову нравится, когда обычные вещи, попавшие в фотообъектив, обретают новый смысл. Финансовый директор "Эко Феникса" пока еще не знает, оставить ли новое увлечение в качестве хобби или сделать его основным в своей жизни. Пока что он тратит на него значительно меньше времени, чем того бы хотел. "В принципе, если будет позволять загрузка по основной работе, я непременно открою собственную фотостудию и продолжу заниматься художественной фотографией. Если у меня в голове засела какая-то идея, то рано или поздно она воплотится в реальность. Я отдаю себе отчет, что это сопряжено с определенными затратами, проблемами. Ну и что? Я с 1989 г. в бизнесе, и меня это не пугает, - говорит он. - Пока же у меня только одна проблема - катастрофически не хватает времени. Я не могу себе позволить, как многие западные люди, говорить: "В полшестого я не помню, где работаю". Я об этом помню и в полшестого, и в полдесятого вечера, если это необходимо по работе".

Сейчас Попов готовится участвовать в большой фотовыставке, которая пройдет в Манеже. Кроме работ из любимой серии "Полнолуние" он собирается представить новые эротические сюжеты. В качестве натурщицы выступит модель, с которой он уже работал в интерьере. А съемочной площадкой будет какое-нибудь живописное место на берегу Финского залива.