Европейская торговля готовится к спаду


ЛОНДОН - Замедление темпов роста мировой экономики стучится в двери европейских компаний, торгующих непродовольственными товарами. И хотя большинство из них пока занимают выжидательную позицию, аналитики все чаще говорят о возможности снижения потребительских расходов, за которым последует падение объема продаж и снижение прибылей ведущих торговых компаний Европы.

Данные за первое полугодие свидетельствуют о том, что рост объема продаж пока продолжается. Европейские покупатели оказались активнее американских, и поэтому замедление темпов роста объема продаж в Европе не было таким стремительным, как в США. В странах континентальной Европы потребительская уверенность остается на рекордно высоком уровне, несмотря на продолжающееся с марта снижение. А в Великобритании этот показатель высок как никогда.

И все же аналитики предупреждают, что в нынешней ситуации нет четких правил, которые помогли бы понять, какие сегменты европейского сектора торговли легче всего перенесут замедление темпов роста мировой экономики. В продовольственном секторе показатели темпов роста обычно ниже, чем в непродовольственном, зато более постоянные. Непродовольственный сектор в большей степени зависит от "капризов" покупателей. За первые пять месяцев текущего года темпы роста объема продаж одежды сократились в северных странах континентальной Европы и в США.

В такой неопределенной ситуации некоторые европейские торговые компании решили начать подготовку к спаду заранее. "Когда темпы роста рынка розничных продаж замедляются, все начинают заниматься реструктуризацией и слияниями, особенно на массовом рынке, где возникает самая сложная ситуация", - говорит Натан Кокрелл, аналитик розничного сектора лондонского отделения банка Credit Suisse First Boston.

Вместо того чтобы пытаться удовлетворить запросы небольших групп потребителей, компании занялись пополнением запасов продукции, рассчитанной на массового потребителя. В секторе производства одежды такие компании, как британская Marks & Spencer и нидерландская C&A, довольно долго выводят новые товары на рынок. Поэтому, как считает Кокрелл, им будет труднее бороться с более молодыми компаниями, такими, как шведская Hennes & Mauritz и Zara, принадлежащая испанской Inditex. Последние обладают необходимой гибкостью и могут использовать свои громкие имена для привлечения покупателей.

Marks & Spencer уже затеяла широкомасштабную реструктуризацию, хотя проблемы компании пока не связаны с замедлением темпов роста экономики. В марте британский производитель одежды объявил о закрытии 38 магазинов и сокращении 4000 рабочих мест.

В отличие от Marks & Spencer, Hennes & Mauritz, похоже, просто не обращает внимания на угрозу спада. Несмотря на значительное снижение объема продаж в Германии, шведская компания не собирается вносить изменения в свои масштабные планы по открытию новых магазинов в текущем году. "Мы не боимся, что происходящее в экономике окажет на нас влияние. В прошлом мы не видели связи между развитием нашей компании и развитием экономики", - говорит пресс-секретарь Hennes & Mauritz Йорген Андерссон. Результаты деятельности компании во II квартале текущего года превзошли ожидания аналитиков. Прибыль до уплаты налогов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 37% до 1,02 млрд крон ($96,2 млн). (WSJ, 26. 07. 2001)