Первым делом - самолеты


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Владимир Клязник, президент компании "Комплит", признается, что иногда боится высоты. "Когда я стою на балконе 10-го этажа, у меня ноги дрожат. Там мне действительно страшно", - признается Владимир. Это не мешает ему время от времени отправляться на "парашютное бугги" или нестись куда-нибудь в собственном самолете. "Люди прыгают с парашютом не потому, что они храбрые, а потому, что осознанно этого не боятся", - считает Клязник. Компания "Комплит" образована в 1991 г. группой выпускников военного училища радиоэлектроники, которые спроектировали и наладили выпуск сетевых адаптеров на базе отечественных микросхем, а также разработали программное обеспечение для организации компьютерных сетей в офисах малых и средних предприятий. "Комплит" занимается анализом и проектированием информационных систем, разработкой сетей под ключ, поставками соответствующего оборудования и консалтингом. Компания является официальным дилером AVAYA Communication и партнером по решениям Hewlett-Packard. Сейчас в группу "Комплит" входят компания-оператор "Морской экспресс", предоставляющая телекоммуникационные и интернет-услуги, разработчик информационных систем "Си Дата" и компания TillyPad, занимающаяся автоматизацией клубов и ресторанов. "Когда прыгаешь первый раз, такое ощущение, что под кайфом находишься. Чувство ошеломляющее. Сначала ничего не видишь, только потом начинаешь замечать вокруг силуэты летающих инструкторов, различать их черты лица, - рассказывает он. - Но острота ощущений быстро проходит, и остается чувство свободы. Свободы проделывать в воздухе разные фигуры на доске или заниматься тем, что называется freefly, когда выпрыгивают человек пять из самолета и делают различные фигуры во время свободного падения. Самое захватывающее для меня - это момент свободного падения".

В детстве он мечтал стать летчиком или космонавтом. В юности был серьезно настроен поступать в высшее военно-авиационное училище. Родители его выбор не одобряли и умело сыграли на любви сына к компьютерам. В результате он стал курсантом Высшего военно-морского училища радиоэлектроники. Однако с военной стези Клязник быстро свернул. "После второго курса, когда уже вовсю начиналась перестройка, я понял, что в Военно-морском флоте мне делать нечего". Отдав долг родине на Северном флоте, он вернулся "на гражданку" с твердым намерением заняться компьютерным бизнесом. В 1991 г. устроился программистом в компьютерную фирму, которую организовали два выпускника его бывшего училища. Спустя три года была основана компания "Комплит", президентом и совладельцем которой стал бывший программист. "С 1991 по 1995 г. я работал по 18 часов в сутки, без выходных и отпусков, так что не было даже времени подумать о своей мечте летать, - рассказывает Владимир. - А уже к 1997-му стало полегче: появились не только свободные деньги, но и свободное время". Как-то Владимир увидел по телевизору сюжет о скайсерфинге, воздушном подобии сноуборда. Люди выпрыгивали из самолета на высоте 4 км с доской на ногах и выделывали пируэты в воздухе. И только когда до земли оставалось около 1000 м, раскрывали парашют. Зрелище было настолько захватывающим, что Владимир сразу же захотел заняться скайсерфингом и вскоре уже мчался в подмосковный поселок Волосово, где находился аэродром. Президент "Комплита" оказался первым петербуржцем, который прошел четырехдневный курс обучения прыжкам с парашютом по американской программе AFF (accelerated free fall). Пару лет азарт был так велик, что Владимир Клязник использовал любую возможность попрыгать с парашютом. Чуть ли не каждый уик-энд он ездил в Подмосковье или в Финляндию (в Петербурге прыгать было практически негде), чтобы еще и еще раз ощутить чувство свободного падения. Кстати, за два дня можно сделать порядка 20 прыжков. Уже через год после начала занятий он встал на доску - занялся вожделенным скайсерфингом. Уезжать из Петербурга всякий раз, когда хочется попрыгать с парашютом, Владимиру Клязнику надоело, и вместе с друзьями он организовал на аэродроме "Ржевка" парашютный клуб, так называемую дропзону (dropzone). Купили самолет Л-410, который может поднять до 20 человек на высоту 4 км, приобрели импортное парашютное снаряжение, получили лицензию Федеральной авиационной службы на обучение студентов по программе AFF.

"Балтийский аэроклуб" нельзя назвать бизнесом, и я буду рад, если предприятие станет хотя бы самоокупаемым, - говорит Владимир. - Просто мне хотелось иметь постоянное место в Питере, куда бы я мог в любое удобное время приезжать и заниматься тем, что мне нравится".

По его словам, желающих обучаться и прыгать с парашютом в Петербурге оказалось много - раньше для этого приходилось отправляться в Москву, где действуют десятки аэроклубов с развитой инфраструктурой. Среди приверженцев парашютного спорта много предпринимателей. Дело не только в сравнительно дорогом снаряжении (комплект, включающий парашют, шлем, комбинезон, высотомер, стоит от $4500 до $5000, курс обучения от $500 до $1200 в зависимости от программы). Просто среди бизнесменов больше людей, которые любят рисковать и радоваться свободному полету. По оценке Клязника, в Петербурге около 150 - 200 бизнесменов имеют спортивную лицензию на выполнение парашютных прыжков, в Москве их около 5000. У нас в стране увлечение парашютным спортом нельзя назвать массовым. Не то что в Америке. "Там человек, вышедший в 70 лет на пенсию, может начать прыгать с парашютом. У нас другая картина. Начинающему любителю нужно пройти такого же уровня медкомиссию, которую проходят профессионалы. Это полный бред, - возмущается Владимир. - Человек должен отвечать сам за себя. Вряд ли найдется сумасшедший, который полезет прыгать с парашютом, если он все время падает в обморок". Недавно к Владимиру приезжал в гости отец и первый раз в жизни прыгнул с парашютом, подтвердив, что высота может покориться человеку в любом возрасте. По словам Клязника, вероятность несчастного случая при прыжках с парашютом даже меньше, чем при езде на машине. А те проблемы, которые все-таки возникают в воздухе, как правило, возникают из-за показухи. "Чтобы покрасоваться перед зрителями некоторые парашютисты делают трюки, после которых они либо калечатся, либо погибают, - говорит Клязник. - Мне нравится иногда прыгать над Петропавловской крепостью. Конечно, можно и не прыгать, просто походить с парашютом, чтобы девушки внимание обратили". Со временем парашютный азарт стал ослабевать. Тогда Владимир окончил курсы пилотов-любителей в петербургской Академии гражданской авиации. На пути к высоте не обошлось без проблем - надо было налетать не меньше 40 часов, а с учебными самолетами в академии как раз было трудно. Клязник на паях с однокурсником купил четырехместный Як-18Т. "У нас появился самолет, на котором мы стали летать для собственного удовольствия. Правда, при наших российских порядках особенно не разлетаешься, слишком много ограничений. Надо быть совсем фанатом, чтобы все-таки умудряться куда-то летать на личном самолете", - сетует Владимир. И все же он махнул как-то с друзьями в Новгород, чтобы сходить там в ресторан, показал им Петергоф с высоты 200 м, добрался до Петрозаводска. Оказавшись в отпуске на Гавайях, Клязник нашел там летную школу и получил американскую лицензию пилота-любителя. Теперь, приезжая в командировку в Америку, он берет в аренду самолет и свободно перемещается по стране. "Там с самолетами так же просто, как с арендой автомобиля. К тому же не зависишь от диспетчеров и прочего обслуживающего персонала. А у нас только за то, чтобы взлететь с аэродрома и сделать несколько кругов, просят сумму, равную аренде всего аэродрома", - возмущается он. Он любит путешествовать и мечтает поехать в Африку, взять напрокат самолет, устроить воздушное сафари. "Вообще, я люблю путешествовать, мне страшно оставаться все время на одном месте. Хотелось бы снарядить экспедицию к месту падения Тунгусского метеорита и разобраться, что же там на самом деле произошло. Кстати, я уже начал подготовку к этому проекту", - говорит Клязник. А в его планах на XXI в. значится космическое путешествие: "Хочу собрать $20 млн, чтобы в космос полететь. Может, к тому времени, когда соберусь, полеты подешевеют". А может, звездолеты упадут в цене настолько, что дешевле будет приобрести собственный.