Гетто для инвесторов


Два года назад глава Alcoa, а ныне министр финансов США Пол ОХНил подумывал о покупке Красноярского алюминиевого завода, у него сложилось впечатление, что в Красноярске "под каждым мостом сидит тролль и говорит, что надо делиться". Тогда Alcoa вкладываться в Россию не стала. Приехав сюда на прошлой неделе, ОХНил сказал, что делать, чтобы инвесторы стали смелее: для них нужно создать зоны, которые будут отличаться от остальной страны тем, что в них будут соблюдаться законы.

По замыслу ОХНила, которым он поделился с корреспондентом The Wall Street Journal во время поездки по России, здесь должны быть прототипы инвестиционных зон, где чиновники будут жестко бороться с коррупцией и добиваться того, что контракты будут выполняться, а закон иметь высшую силу.

"Если они [россияне] выберут место, которым смогут управлять, вероятность реальных изменений больше, чем если добиваться того же на всей территории [страны] - так описал американский министр финансов идею, которую пытается втолковать своим российским и европейским коллегам. - В принципе капиталы направляются только в дружественные регионы".

По мнению ОХНила, дружественным регион становится, когда в нем проведены реформы судебных органов и исполнительной власти и инвесторы могут быть уверены, что принципы коммерческой деятельности там соблюдаются. Только в таких регионах международные финансовые институты должны финансировать коммерческие проекты - в верности такого подхода подчиненные ОХНила уже пытаются убедить Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Однако пока безуспешно. И вполне возможно, что, даже если ЕБРР и ВБ и возьмут этот принцип на вооружение, найти "идеальный" регион им будет непросто. Потому что российское правительство хочет насаждать законность не по очереди, а сразу везде.

"И в программах региональных, и в разработках инвестиционного департамента принцип везде один и тот же: применение одинаковых и понятных инвесторам подходов и создание для них единого нормативно-правового поля", - сказал "Ведомостям" руководитель департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли Сергей Баев. Сам чиновник говорит, что подобных предложений в Минэкономразвития не слышали. И добавил, что даже те региональные программы, которые разрабатываются правительством для отдельных субъектов РФ, направлены именно на то, чтобы сгладить диспропорции в развитии регионов.

Мало того, политика местных властей, региональное законодательство и благоприятный налоговый режим - не самые надежные критерии для определения инвестиционной привлекательности регионов. По мнению директора Экспертного института Андрея Нещадина, на основе эитх критериев лидерами по привлечению инвестиций стали бы Новгородская и Калужская области.

Недоумение предложения о "зонах" вызывают не только у федеральных чиновников, но и у бизнесменов. "Есть примеры в мире, когда в отдельных зонах предоставляется особый налоговый режим, но я не слышал о том, чтобы были страны, где эти особые зоны строятся просто на основании соблюдения закона или борьбы с коррупцией, - замечает партнер компании Baker & McKinzie Макс Гутброд. - Есть еще пример африканских стран, где есть зоны, куда допускаются иностранные инвесторы. Но делать такое в России просто смешно".

Африканский опыт особого обращения с инвесторами действительно занимает особое место в мировой практике. В некоторых воюющих республиках, пояснил Владимир Ильичев из Центра торговой политики и права, выделялись специальные зоны для инвесторов, их границы и собственно объекты инвестиций охранялись армией, а внутри таких территорий правительство устанавливало режим повышенной законности - местные рабочие и просто население этих зон за правонарушения подвергались более жестоким наказаниям, чем их соотечественники вне зоны.