Сериал о "Русале"


Бизнесмен в изгнании Михаил Живило обзавелся новыми союзниками и вместе с ними требует у Олега Дерипаски, Михаила Черного, Искандера Махмудова и близких к ним компаний уже не $2,7 млрд, а $3 млрд. Параллельно с этим в иске, поданном Живило и его сторонниками в нью-йоркский суд, открыто обвиняются в коррупции два российских губернатора - Аман Тулеев и Эдуард Россель. Названы даже суммы предполагаемых взяток.

Новый иск в два с половиной раза длиннее предыдущего, поданного в тот же суд в декабре прошлого года двумя близкими к Живило трейдинговыми компаниями в соответствии с американским Актом о коррумпированных и подверженных влиянию рэкета организациях (RICO). Тогда ни Живило, ни принадлежащие ему напрямую компании не выступали в качестве истцов, а обвинения выдвигались лишь против акционеров "Русского алюминия", "Сибирского алюминия" и связанных с ними компаний.

Теперь в списке истцов присутствует компания "МИКОМ", принадлежащая братьям Михаилу и Юрию Живило и в прошлом году проигравшая "Русалу" битву за контроль над Новокузнецким алюминиевым заводом (НкАЗ). Еще один новый истец - компания Davis International. За ней стоит бывший гендиректор Качканарского ГОКа Джалол Хайдаров. Благодаря ему в иске упоминаются и новые ответчики - например, совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и МДМ-банк. Они, как и все персонажи предыдущего иска - Дерипаска, Черной и ряд компаний, - обвиняются в заговоре с целью захвата российских металлургических предприятий, отмывании денег и прочих преступных деяниях. Среди обвинений против конкретных участников предполагаемого "заговора" - организация убийств, подкуп чиновников и судей, вымогательство.

По словам адвоката истцов Брюса Маркса, они решили дополнить иск после того, как к ним присоединился Хайдаров. Он в прошлом году лишился контроля над Качканарским ГОКом после настоящей войны с недавним партнером - Махмудовым.

"Истцы, связанные с Качканарским ГОКом, связались с нами и предоставили невероятную инсайдерскую информацию, - говорит Маркс. - Это было как манна небесная".

Появление на сцене Хайдарова порадовало адвокатов и по другой причине. Davis International, входившая в число акционеров ГОКа, - американская компания. "Русский алюминий" сразу объявил, что иск компаний Живило не должен рассматривать американский суд, потому что все события, упомянутые в иске, произошли в России. Теперь истцы решили укрепить "американскую сторону" своих претензий.

Ради этого они не только обрели союзника в лице Davis, но и назвали в числе ответчиков американские компании Pan American (в иске она именуется "корпоративным alter ego Черного, Махмудова и Дерипаски"), Blonde Management и Blonde Investments ("корпоративные alter ego Черного и Махмудова). Упомянут и американский гражданин, возглавляющий обе Blonde, - Арнольд Кислин.

Почти в каждом параграфе иска теперь говорится, что деньги от якобы незаконной деятельности ответчиков переводились через американские банки.

"Этот иск значительно сильнее с точки зрения юрисдикции Соединенных Штатов", - говорит Маркс.

Истцы утверждают, что ответчики получили контроль над НкАЗом и производящим ванадий Качканарским ГОКом через фиктивные банкротства. Говорится и о том, что они незаконно отобрали у Анатолия Быкова Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), а у группы TransWorld - Братский алюминиевый завод (БрАЗ). Чтобы сильнее заинтересовать этой российской историей американских судей, Живило и его союзники утверждают, что из-за этих действий сорвались планы американских компаний Alcoa и Reynolds, которые вели переговоры о покупке контрольного пакета БрАЗа.

В случаях с НкАЗом и Качканарским ГОКом, по утверждению истцов, "заговорщикам" (это слово часто встречается в иске) помогали коррумпированные губернаторы. В иске говорится, что руководитель Свердловской области Россель получил от "заговорщиков" $850 000 на предвыборную кампанию (эти обвинения уже публиковались в "Новой газете"), а кемеровскому губернатору Тулееву через Blonde Investments в несколько приемов было переведено $3 млн.

В администрации Свердловской области получить комментарии вчера не удалось, а представитель Тулеева Александр Черемнов назвал обвинения безосновательными. Так же отреагировали на новый иск в МДМ-банке, который упоминается в иске как финансовый центр "заговора", и в УГМК.

Вице-президент "Русала" Евгений Иванов, в свою очередь, утверждает, что "цель этого иска - затягивание судебного процесса и использование его в PR-кампании с целью нанесения ущерба репутации "Русского алюминия". По словам Иванова, предыдущий иск должен был рассматриваться осенью этого года, а теперь процесс может начаться лишь через год. Подобные иски действительно "движутся" очень медленно.

"Вместо предъявления доказательств организаторы иска сознательно придумывают новые и новые обвинения", - говорит Иванов.

На прямой вопрос, есть ли у истцов доказательства по всем пунктам обвинений, Маркс отвечать отказался, не желая раскрывать карты.

ИЗ ИСКА.

О Качканарском ГОКе. 342. В апреле 1999 г. Хайдаров дважды встречался с Черным и Махмудовым в квартире Черного в Париже для обсуждения дел ГОКа. По сведениям истцов, Черной и Махмудов заплатили за свою поездку по кредитным карточкам, выпущенным и гарантированным Blonde Management. 343. В ходе второй встречи Черной сказал Хайдарову: "Есть много умных людей вроде Феликса Львова, Бориса Кантора, Яфясова (убитые в "алюминиевых войнах" предприниматели. - "Ведомости"), но иногда они умирают. Не будь слишком умным, у тебя есть шанс продолжать работать с нами. Для этого ты должен убедить акционеров ГОКа перевести нам свои акции. Некоторые отказываются от моих предложений, а потом до конца жизни носят бронежилет, так что какой смысл? Подумай".

О НкАЗе. 171. В результате угроз Михаила Черного в адрес Михаила Живило и боясь за безопасность свою и брата, Живило отдал указание компаниям BMT Ltd. и Alucoal организовать выплату миллионов долларов за "крышу" компаниям, контролируемым заговорщиками. Эти ежеквартальные выплаты включали в себя переводы в долларах в адрес компании Transmetal. 172. Чтобы обеспечить безопасность Живило, с апреля 1996 по 12 октября 1999 г. НкАЗ, BMT Ltd. и Alucoal сделали 16 долларовых выплат примерно по $1,5 млн каждая компаниям, контролируемым "заговорщиками". 173. Ни НкАЗ, ни BMT Ltd., ни Alucoal не получили за эти деньги ничего ценного.