Где твоя совесть, чувак?


В центре фильма, на радость фрейдистам, высится башня из стекла и бетона в 60 этажей, нагло выпирающих из классической архитектуры Монпарнаса. В небоскребе сидят неприятные дядьки с огромными деньгами. Небоскреб берут штурмом гадкие громилы с устрашающими ухмылками и невнятными целями. А в это время вдоль стены небоскреба, как мухи по сахару, перемещаются два главных героя и все время вмешиваются в происходящее. Это французский вариант голливудского "летнего кино". Максимально экономичный, компактный, простой и доступный в употреблении. Смысл происходящего все время ускользает. Сценаристы поленились замотивировать события, поэтому в одном кадре герои-мойщики из последних сил бултыхаются на страшной высоте под своей люлькой, не зная, как в нее забраться. А в следующем - они уже бодро копошатся на подоконнике 53-го этажа, не забывая подкалывать друг друга с истинно парижским остроумием: "Да ты педик! " - "Да пошел ты! " - "Нет, ты все-таки педик! " Громилы, взявшие в заложники хозяина небоскреба с его многочисленным потомством, работают, оказывается, на его собственную дочку. Но зачем ей понадобилось грабить папашу - непонятно. Поэтому все время лезут в голову какие-то бредовые объяснения происходящего. Вот, например, гангстеры, которые берут в заложники владельцев небоскреба, приезжают на место действия на пежо. А полиция, за ними вдогонку, на рено. Может, это первый совместный кинопроект двух автомобильных гигантов и весь сюжет написан под их рекламные цели? Тогда все сходится: пежо символизирует здоровый авантюризм, а рено - верность традициям. А может, с помощью "Адского небоскреба" парижская интеллигенция борется против возведения в историческом центре разного новодела, доказывая, что в таком уродливом здании, как монпарнасская башня, могут происходить только драки и перестрелки а-ля "Крутой орешек" и розыгрыши а-ля "Тупой и еще тупее". Тогда "Небоскреб" - достойный ответ Европы на происки Голливуда и к тому же вклад в борьбу антиглобалистов. Раздолбаи-герои воплощают две грани острого галльского смысла. Длинный долдон (комик Эрик) - рационалист и логик, прямой потомок Декарта. Лысый негр-коротышка (комик Рамзи) - лирик и мистик, на манер Паскаля. Высокое происхождение не мешает им тем не менее падать с 90-го этажа, увязать кроссовками в расплавленном линолеуме, голыми руками хвататься за раскаленные железные штыри и дико при этом хихикать.

В "Небоскребе" есть еще сугубо французские шуточки. Интернациональная бригада гангстеров включает в себя одного негра, одного китайца и одного бельгийца - слово "бельгиец", по мысли авторов, должно заставить коренных французов корчиться от хохота. У китайца, стриженного каре с длинной челочкой, кличка Мирей Матье - тут хохот должен переходить в истерическое повизгивание.

"Адский небоскреб" - классический недострой. Арматура вылезает из щелей сюжета, штукатурка кое-как замазала кривые монтажные стыки. Ближе к финалу недобросовестные застройщики-сценаристы Кадер Аун и Рамзи Бедиа (да-да, тот самый комик Рамзи) насмерть переругались: один стоял за то, чтобы разрушить небоскреб до основанья, другой мечтал его сохранить и использовать в сиквеле. Пиротехники сбились с ног, мастера спецэффектов устраивали один пожар за другим, герои взрывали все, что движется, но чертово строение все-таки устояло. Не миновать нам сиквела "Адского небоскреба", ждет возмездие разморенных жарой зрителей. Недаром в неведомой миру фамилии режиссера Шарля Неме скрывается Немезида.