В небо идет одна "молодежь"


Старый и новый миры европейской авиации направились в противоположные стороны. Молодая ирландская авиакомпания Ryanair, работающая в так называемом секторе дешевых перевозок, объявила о резком увеличении пассажиропотока и прибылей. Неплохо идут дела и у главного конкурента Ryanair - британской easyJet. А такие "старики", как немецкая Lufthansa и бельгийская Sabena, объявляют о закрытии некоторых маршрутов и убытках.

"Прогнозы для этих компаний выглядят диаметрально противоположными. Для крупных авиакомпаний ситуация вряд ли может быть хуже, а для дешевых перевозчиков она выглядит вполне благоприятно. Можно даже предположить, что последние чувствуют себя гораздо лучше именно во время экономического спада", - говорит аналитик сектора авиакомпаний банка J.P. Morgan Крис Эвери.

Пассажиропоток у Ryanair увеличился, несмотря на эпидемию ящура в Великобритании и замедление темпов роста экономики европейских стран, от чего пострадали такие компании, как British Airways, KLM Royal Dutch Airlines и Lufthansa.

За квартал, завершившийся 30 июня, пассажиропоток Ryanair увеличился на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а прибыль после уплаты налогов выросла на 28% до 23,2 млн евро ($20,5 млн). Доходы увеличились на 31% до 150,8 млн евро ($132,1 млн). Генеральный директор Ryanair Майкл ОХЛири заявил, что перспективы развития компании остаются благоприятными. Ryanair, которая работает только в Европе, намерена расширять свой бизнес.

У британской компании easyJet, конкурента Ryanair, пассажиропоток вырос в июне на 21% по сравнению с июнем 2000 г., в июле - на 17,7% по сравнению с июлем 2000 г.

Тем временем немецкая Lufthansa объявила о намерении закрыть некоторые из своих дальних маршрутов, сократить планы увеличения объемов перевозок и сконцентрировать свое внимание на наиболее прибыльных направлениях. Такую же программу два года назад начала British Airways и год назад - KLM. В этом и следующем году Lufthansa намерена отменить рейсы в Рио-де-Жанейро, Боготу и Ташкент. В Атланту, Детройт и Ванкувер будут летать самолеты, рассчитанные на меньшее число пассажиров. Количество еженедельных рейсов Франкфурт - Нью-Йорк уменьшится на два.

Совет директоров бельгийского национального авиаперевозчика Sabena одобрил план реструктуризации компании, предложенный генеральным директором Кристофом Мюллером. Sabena сократит около 2000 рабочих мест, закроет маршруты в Вашингтон и Токио, продаст некоторые свои активы, в том числе два отеля в Брюсселе. Компания также собирается продать свои подразделения, отвечающие за питание пассажиров и перевозку грузов.

Sabena будет использовать самолеты, рассчитанные на меньшее число пассажиров, и сокращать количество рейсов на маршрутах в Токио и Вашингтон и шесть европейских городов. В июле терпящая убытки авиакомпания получила помощь от своих владельцев - Swissair Group и правительства Бельгии, которые согласились инвестировать в Sabena 430 млн евро ($377 млн) в течение двух лет. (WSJ, 8. 08. 2001)