Заявление в партком


Есть популярная и очень патриотическая версия о том, что если российский крупный бизнес (которому так не нравится слово "олигархи") перестанет грызться между собой, то он порвет всех своих западных коллег, как тузик грелку. Ясное дело: западные бизнесмены - народ тепличный. Киллеров не нанимают, слова "политморсос" (политико-моральное состояние) не знают, в комсомоле не состояли. Наши их многому могли бы научить. Впрочем, кажется, уже учат. Говорят, например, что последние неприятности Конверсбанка напрямую связаны с американской НПРО: дескать, когда Сергей Иванов (еще будучи главой Совбеза) попытался договориться с американцами насчет Договора по ПРО 1972 г., ему злые люди из окружения Буша много чего интересного рассказали про бизнес тогдашнего атомного министра Адамова и Конверсбанк. И это сработало. Впрочем, когда Путину во время его визита в Австрию подарили, как говорят, папочку, в которой описывались преступления одной очень крупной российской нефтяной компании, большого впечатления это не произвело. В общем, тоже понятно: у Австрии-то никакой НПРО нет и не предвидится, а наши нефтяники нам еще пригодятся.

И очень забавно наблюдать (со стороны, причем лучше отбежать на максимальное расстояние), как наши крупные бизнесмены в процессе конкурентной борьбы, больше похожей на вендетту по-корсикански, применяют друг к другу "цивилизованные западные методы". Вот Живило с Хайдаровым подают иск против Дерипаски, Махмудова и Черного, попутно обвиняя в получении взяток губернаторов Росселя и Тулеева. Исходя из пунктов обвинений (и многочисленных публикаций и в российских, и зарубежных СМИ), понятно, что господа обвиняемые - это ужас, летящий на крыльях ночи.

Понятно, что эти господа, в принципе, могут заявить аналогичные претензии к господам истцам (разве что поменяются фамилии политиков и губернаторов) и тоже будут по-своему правы. Российское ушлое правосудие в такие игры ни за что играть не будет: его и в гораздо более мелких делах неплохо кормят. И американскому тоже лучше не выступать: во-первых, есть уже с блеском просаженное "дело BONY" (а до этого дела Кобзона, Таранцева и т. д.), а во-вторых, американцы, когда приходят в себя от испуга "русской мафией", прекрасно понимают, что русские деньги поддерживают прежде всего американскую экономику. Эти деньги надо любить, холить и всячески приваживать, а на словах можно и побороться.

Или взять, например, последнюю историю с Мордашовым - это как бы чисто западный подход, примененный в наших реалиях. Есть молодой и успешный красавец, двинутый на западном менеджменте, и есть сильно недовольная им барышня с ребенком (жаль, что не стриптизерша - так совпадение с западными кампаниями было бы полным). Публика начинает увлеченно рыться в чужом белье, переставая при этом понимать, что участвует не в семейной драме, а в новом подходе к информационным войнам и борьбе компроматов. И происходит это не только с Мордашовым - достаточно залезть в Интернет. Все-таки от Гусинского и Березовского, пока такие войны вели они, была большая польза - были правила игры. А теперь, когда другие люди по обе стороны океана применяют другие, как бы "западные" подходы, идет бой без правил. Но получается чистый партком: "У них первый был вопрос "Свободу Африке! ", а потом уж про меня, в части - разное".