От взятки к компенсации


Часто мы с готовностью соглашаемся с необходимостью какого-нибудь социально полезного проекта. Но соглашаемся лишь теоретически. Все согласны с тем, что новые дома необходимы, потому что новым семьям нужно где-то жить. Но обитатели той конкретной местности, где дома должны быть построены, протестуют, потому что появление нового жилого комплекса сбивает цены на их недвижимость. Стройте, но только не у меня под боком.

А как быть, если речь идет о строительстве новой взлетной полосы, химического завода или, еще хуже, предприятия по переработке ядерных отходов? Некоторые экономисты полагают, что знают решение. Местным жителям нужно предложить определенную сумму денег. В этом случае неудобный объект будет построен там, где люди посчитают, что выигрыш в деньгах существеннее потерь для окружающей среды. Швейцарский экономист Бруно Фрай изучил эту ситуацию на примере истории строительства завода по переработке и хранению ядерных отходов в сельской Швейцарии. Жителям деревни Вольфеншиссен были предложены деньги, но, к негодованию экономистов, это только усилило оппозицию. Люди не желали соглашаться на строительство за взятку. Но через год общественное мнение неожиданно изменилось: три пятых населения одобрило строительство. Фрай проводит аналогию с сюжетом пьесы Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы". Героиня пьесы, побывав замужем за несколькими миллионерами и став самой богатой женщиной в мире, возвращается в родной город после долгих лет отсутствия. Власти надеются получить от нее $5 млн на восстановление обветшавшего городского хозяйства. Она соглашается, но выставляет одно неприятное условие: казнить некоего Илла, человека, который обманул и бросил ее в молодости. Горожане с негодованием отвергают это предложение. Однако постепенно они начинают тратить деньги, покупать красивую одежду, ремонтировать свои магазины - как бы в ожидании большого куша. К последнему акту они соглашаются казнить Илла и оправдывают себя тем, что вообще-то человек он был нечестный.

Профессор Фрай прав в своей аналогии с радиоактивными отходами по крайней мере наполовину. В традиционной экономике нет существенной разницы между взяткой и компенсацией. Если жители западных районов Лондона за взятку согласятся на строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Хитроу, экономически это будет то же самое, как если бы правительство компенсировало им падение цен на жилье в их районе. Компенсация считается морально приемлемой, а взятка - нет. В интерпретации Фрая дюрренматтовские горожане в конце концов принимают предложенное условие именно как компенсацию. И все-таки экономисту не удалось проникнуть в суть "Визита старой дамы". Граждане решили предать Илла смерти не потому, что увидели чек старой дамы в новой экономической перспективе, а потому, что убедили себя в аморальности Илла. В результате давний проступок, пусть и заслуживавший наказания, становится причиной смертного приговора. Это уже не вопрос экономики. Пьеса говорит о том, до какой жестокости могут дойти люди, если считают, что их действия морально оправданны. Вот вам и разница между морализаторством и подлинной моралью. Если бы я хотел пожелать что-то человечеству в новом веке, то пожелал бы поменьше морализаторства и больше подлинной морали. Тогда даже места для радиоактивных отходов найти было бы легче. (FT, 16. 08. 2001). Автор - экономист, обозреватель Financial Times