PR-бюджет высокой эффективности


В последние несколько лет с российским бюджетом происходят странные вещи. Не успел Минфин его окончательно сверстать, депутаты и прочие заинтересованные граждане - посмотреть, а он уже получает собственное наименование. Бюджет нынешнего года был "самым честным", а главный финансовый документ страны на будущий год уже окрещен "бюджетом высокой эффективности".

Удивительно, что так говорят о бюджете не беспристрастные критики, а отвечающий за него министр финансов Алексей Кудрин. Да и вообще, в финансовом мире ценится не предварительная оценка, а конечный результат.

Особенно если брать во внимание само предназначение бюджета - максимально точное прогнозирование доходной части и основанное на нем эффективное построение расходной. Похвастаться этим бюджеты последних лет явно не могут. С расходной частью у нас вроде бы все в порядке. Хотя за последнее время слишком часто расходные полномочия кочуют между бюджетами разных уровней, а соответствующие им доходы не всегда поспевают за ними.

А вот с доходами в стране творятся немыслимые вещи. Из года в год размер так называемых дополнительных доходов растет. А ведь задача бюджета изначально противоположная - максимально точно учесть все. Можно, конечно, говорить, что России в очередной раз повезло и конъюнктура цен сложилась благоприятная, но мешает порадоваться за страну и ее талантливых финансистов то, что никакого отношения к ценам успехи не имеют. Возьмем, например, бюджет-2002.

Министр финансов с удовольствием и без всякого зазрения совести рассказывает о ноу-хау, примененном при разработке бюджета. По словам Алексея Кудрина, в законопроекте заложены две цены на нефть: $22 за баррель для всех и $17 - для бюджетников. Этим бюджет на будущий год мало чем отличается от нынешнего. Но министр финансов откровенно признает, что согласно прогнозу его же ведомства в следующем году цены на нефть будут еще выше - $23,5. А это уже просто откровенное шулерство, в результате которого бюджет превращается в фикцию.

На фоне политизированной PR-кампании по подготовке принятия федерального бюджета почти без внимания остался очень показательный факт, имеющий прямое отношение к бюджетному процессу. В Петербурге комитет финансов городской администрации подготовил изменения в бюджет этого года - решено увеличить его доходную часть. И пусть ненамного - всего на 10%, но это грамотный и здравый подход. Прошло полугодие, и нормальный финансист просто обязан оценить его итоги и внести коррективы в финансовый план. Этим занимается любой профессиональный финансовый директор на любом предприятии вне зависимости от его численности и оборотов. Но зачем Минфину утруждать себя дополнительной работой? Можно весь год рапортовать о перевыполнении, успешно тратить допдоходы, а ближе к новому году протащить через Думу поправки в бюджет. Но очень хотелось, чтобы Алексей Кудрин вспомнил, что когда-то он возглавлял комитет финансов города на Неве, где к бюджету его бывшие подчиненные относятся профессиональнее Минфина.

Настоящий материал написан специально для "Ведомостей"