Авионика на запястье


Задрав голову в небо, зачарованно следя за работой квартета "Русские витязи", забываешь о времени, но тем не менее именно МАКС-2001 подкинул тему для воздушно-часовых размышлений. Самолет состоит, как известно, из планера, двигателя и так называемой авионики, представляющей собой интеллектуальную начинку самолета, различные приборы, в том числе навигационные. На заре авиации, когда асы Первой мировой сводили женщин с ума своей безрассудной отвагой, кожаными шлемами, очками-консервами и развевающимися в полете длинными белыми шелковыми шарфами, индикаторов на приборной доске было немного. Пользоваться популярными в те времена карманными часами авиаторы не могли, потому что обе их руки были заняты. Таким образом, часы оказались на запястье авиатора. Они совмещали множество функций, позволяли производить различные штурманские исчисления и напоминали морской хронограф. С развитием авиации морской хронограф трансформировался в особый класс часов, специально созданных с учетом летной специфики. Авиация быстро стала штукой модной, перспективной и развивающейся. Лучшие часовые компании стали производить часы для пилотов. Совершенствовались самолеты - совершенствовались и часы. В них появились сплит-хронограф, функция fly-back, второе поясное время, логарифмическая линейка, минутный репетир, вечный календарь, будильник, а совсем недавно компания Breitling оснастила свои часы Emergency портативным маяком-передатчиком, активируемым в случае вынужденной посадки и передающим сигнал бедствия на частоте 121,5 МГц.

Сегодня множество часовых компаний производят авиационные часы. Стильный дизайн (крупная арабская нумерация, люминесцентные цифры и стрелки, темный циферблат), особая надежность (противоударный механизм, на точность которого не влияют перегрузки и ускорения, облаченный в стальной или титановый корпус) и многофункциональность (возможность производить различные исчисления) сделали их чрезвычайно популярными. В общем, точный прибор превратился в модный аксессуар. Классическими материалами для корпусов подобных часов служат сталь или титан, но некоторые часовщики, стремясь удовлетворить любой каприз клиента, дают возможность приобрести эти приборы в золотом или платиновом исполнении (иногда даже усыпанные бриллиантами).

Детище российских часовщиков - штурманский хронограф "Полет". Основа - механизм, разработанный по заказу наших ВВС еще 30 лет назад. Созданные на его основе множество моделей достаточно эстетичны и сложны для своей цены (от 3000 руб. до 12 000 руб.). Но стоит отметить, что дизайнеры "Полета" многое заимствуют у своих швейцарских коллег. Например, некоторые часы напоминают Breitling, другие - Blancpain, третьи, в том числе вышеназванная модель "Авиатор", похожи на Fortis.

Что касается швейцарцев, то в коллекциях большинства компаний можно найти авиационные модели. Breitling специализируется исключительно в авиационной сфере. Помимо того что эта компания присутствует во вполне традиционных часовых форумах типа Базельской выставки, где ее павильон стилизован под авиационный ангар, Breitling наряду с авиастроителями - постоянный участник крупнейших авиасалонов типа Фарнборо, Ле-Бурже или нашего МАКСа. Помимо прочего, компания спонсирует этапы чемпионата мира по высшему пилотажу.

"Смотрят в небо" и фирмы, входящие в золотую десятку часовых производителей. Среди их клиентов много пилотов-любителей. Например, IWC Schaffhausen производит очень стильные часы Aviator Сhronograf ($4500), Franck Muller - модель Conquistador ($15 000 - 30 000), Blancpain - хронограф Flyback, Breguet - модели Transatlantic, Type XX Aeronavale - такие часы были у Сент-Экзюпери. Правнук великого Луи Бреге был авиаконструктором и пилотом, а в 1918 г. создал первые специализированные многофункциональные часы для военных летчиков. В 1950-х фирма Breguet работала по заказу ВВС Франции. Для часовщиков всегда почетно быть официальными поставщиками отдельных подразделений ВВС, астронавтов NASA, российского отряда космонавтов, известных пилотажных групп, ибо лучшей рекламы трудно себе представить. Так, Eberhard экипирует пилотажную группу ВВС Италии, а у Breitling есть собственная пилотажная группа. Omega - бессменный и эксклюзивный поставщик NASA с 1965 г. Во всех рекламных проспектах компании указано, что Omega Speedmaster спасали жизнь астронавтов, оказав помощь в расчете траектории возвращения Apollo 13, когда в результате пожара на борту часть приборов вышла из строя. 21 июля 1969 г. Omega Speedmaster побывали на Луне вместе с Эдвином Олдрином (этот раритетный экземпляр впоследствии был украден). Компания Fortis снабжает своими хронографами российский Центр подготовки космонавтов в Звездном городке (не путать с отрядом космонавтов, который работает с Omega). На "космических" часах стоило бы остановиться подробно, но это тема для отдельного разговора.