Какова будет дальнейшая судьба СРП?


Минэкономразвития безрезультатно попыталось получить от Sakhalin Energy дополнительную информацию по работе СРП. Возникший конфликт - первый со времен передачи СРП в ведение Минэкономразвития, традиционно считающегося враждебно настроенным к самой идее подобных соглашений. В частности, ведомству Грефа не нравятся условия, на которых были заключены соглашения.

Конфликт закончится вполне разумно - предоставлением информации, и это будет правильно. Однако, думаю, если б Минэкономразвития использовало менее формальные способы общения с инвесторами, например, прибегло к помощи организаций, представляющих интересы государства в проекте, оно давно бы получило необходимую информацию. Sakhalin Energy всегда отличалась информационной открытостью и готовностью сотрудничать с госорганами. Освоение и разработка месторождений природных ископаемых, в том числе углеводородов, на условиях СРП осуществляется и, несомненно, будет и в дальнейшем осуществляться в России. Условия осуществления проектов по СРП, подписанных до вступления в силу закона об СРП, останутся неизменными. Думаю, что государство не будет пытаться пересмотреть ни СРП по "Сахалину-2", ни другие ранее подписанные соглашения. Государство будет выполнять свои обязательства руководствоваться п. 5. 2 вышеупомянутого закона, в котором говорится о недопустимости ухудшения условий для инвестора.

Сергей Туманов

В рамках концепции Грефа отсутствует необходимость в существовании СРП, так как СРП создавались на фоне неблагоприятного инвестиционного климата в России для возникновения "островков благополучия" под конкретные проекты. Нынешний конфликт не получит развития по причине отсутствия в этом заинтересованности сторон, а также в силу существования "дедушкиной оговорки". Однако примирение, по моему мнению, будет достигнуто на условиях Минэкономразвития.

Сергей Ентц

Уверен, что бесперспективно обеим сторонам сегодняшнего конфликта занимать твердолобую позицию. Все кончится компромиссом. Минэкономразвития получит информацию, хоть и не всю. Теперь о будущем СРП. На днях исполняется год со времени речи Путина на Сахалине на совещании по проблемам СРП. За этот год мало что сделано даже по реализации указаний президента. Видимо, полная передача СРП в ведение Минэкономразвития была не совсем верным решением. В свое время государство действительно не слишком для себя удачно подписало СРП по Сахалину. Но формального повода изменять условия соглашения нет. А поскольку инвесторы могут верить государству, только когда оно исполняет свои обязательства, власть должна научиться строго выполнять закон. Наиболее возможный вариант для Грефа - найти компромисс с инвесторами, отразить его в дополнительном договоре и на этой базе двигаться дальше. Что касается возникновения новых СРП, то при выросших ценах на нефть и не сильно поднявшемся налогообложении нефтяникам выгоднее работать на условиях нынешнего налогового бремени, а не СРП.

Сергей Генералов

Противостояние может длиться бесконечно долго - ведь обе стороны считают себя правыми. Требования Минэкономразвития вполне обоснованны. Государство должно знать, каким образом складываются расходные статьи проекта и какая часть денег тратится на услуги и оборудование отечественных компаний. Sakhalin Energy также обоснованно ссылается на соглашение, подписанное до вступления в силу закона об СРП, и использует размытость его формулировок. Думать об этом надо было раньше, теперь придется договариваться. При этом у государства достаточно возможностей осложнить жизнь проекту, что неоднократно было доказано. Участие российских подрядчиков в действующих СРП может увеличиться. Однако сделано это будет путем тяжелых и выматывающих переговоров, а не наскоком. В будущем СРП по новым проектам будут очень жесткими для иностранцев, поэтому можно смело прогнозировать, что в ближайшие лет пять новых проектов СРП не появится.

Сергей Лукьянов

Новые СРП создавать пока что практически незачем, компании договорились с государством по налогам. СРП могут понадобиться для реализации крупнейших капиталоемких проектов, в основном на шельфе, совместно с зарубежными компаниями, которым требуются прозрачные и стабильные условия работы. Что до нынешних трений между Минэкономразвития и Sakhalin Energy, то тут надо отделить мух от котлет. Понятно, что подписанное СРП не самое выгодное для государства. Но одно дело - пытаться предметно договориться с инвесторами по каким-то вопросам, другое - объявлять, что мы этого не подписывали и выполнять не собираемся. В последнем случае позиция Минэкономразвития выглядит, мягко говоря, не очень красиво. Sakhalin Energy меньше всего заинтересована в конфликте и, конечно, может пойти на определенные уступки. Но нет ничего удивительного, что они не хотят предоставлять конфиденциальную информацию по запросам министерства. Надеюсь, что будет достигнут устраивающий обе стороны компромисс в ходе закулисных переговоров. Иначе инвестиционный рейтинг России значительно пострадает.

Сергей Ежов

Сергей Ежов